Вначале было даже весело. Жующие мороженое граждане гуляли по плотине, наслаждались видом полноводной глади и строили прогнозы. В выходные народ, как обычно, двинул на дачи и по окрестным деревням — к родственникам. Возвращались в спешке, всё побросав: местное радио через каждые полчаса выдавало прогнозы один страшнее другого. Словом, к понедельнику веселости заметно поубавилось.
В районе Кировского моста трехметровая насыпь перегораживает улицу поперек. С другой стороны у самого ее края плещется вода. Земляное сооружение дрожит и вибрирует. Страшно представить, что случится, если плотину прорвет. Ухнет с такой высоты бешеный поток, и…
Милиция гонит прочь любопытных, а жители спешно грузят вещи в прицепы, тележки, а то и волокут на себе. Кое-кто поднимает нехитрый скарб прямо на крыши и следом залезает сам: «Никуда не пойду!»
Под железнодорожными путями перед Восточным поселком работает техника, люди пытаются перекрыть путь воде. Кажется, что КамАЗу работают медленно, куда медленнее, чем требуется. У мужика из толпы не выдерживают нервы. Он тащит откуда-то лопату и принимается бросать землю наверх — по колено в воде.
Из ангаров аэропорта эвакуированы все самолеты. Когда к летному полю подступила вода, они взлетали через каждые двадцать минут.
С моста по улице Бурова - Петрова видны лишь крыши затопленных дач. На одной сидит собака, совсем щенок, и непрерывно плачет, как маленький ребенок.
Вдоль тракта, огибающего Большое Чаусово, молча стоят жители села и смотрят на разоренные лома. В разбитое окно с шумом врывается вода, полощет зеленую штору. Штора обрывается... Скотину, которая есть почти в каждом дворе, спасти удалось не всю. Поросята уплывали в Тобол на глазах хозяев.
В комплексе МЖК строители не спят неделю. Дням работают, а каждую ночь наращивают дамбу вся выше а выше. Для подстраховки укрепили ее бетонными блоками. Качают воду из старицы.
С эмжэковской дамбы видны крыши притопленного гаражного кооператива. На одной уже который день пьёт горькую владелец новенькой, только что купленной «девятки». Даже номера не успел поставить. И вывести из гаража — тоже.
В центре города вода стоит вровень с канализационными люками. Возле Молодежного парка, где место пониже, вода упорно прорывается наверх. «Поплыли» соседние дома. Незадачливый товарищ, форсировав в «болотниках» мутную лужу, пытается достучаться до пункта ремонта часов. Будильник у него сломался...
Мгновенно выросли очереди за хлебом и вообще за продуктами. В толпе все чаще попадаются откровенно «заведенные» граждане. Именно они надрывно сообщают: «Будет четырнадцать метров, на железную дорогу прогноз пришел». Действительные события, искажаясь и трансформируясь, становятся слухами.
Впрочем, покидать камни и огороды отдельных личностей, властей и организаций большого ума не надо, благо откровенных проколов хватает с избытком. Только сейчас лучше быть вместе.
Курган и Курганцы. 30 апреля 1994 года |