Традиции, обычаи, нормы как структурные элементы культуры. Этноцентризм и культурный плюрализм Наряду с ценностями и системой ценностных ориентаций в структуру культуры включаются также обычаи и традиции.
Обычай — это исторически сложившийся порядок общественной жизни, выражающий собой социально-стандартизированные образцы поведения в труде, в быту, общении, воспитании. Обычай задает алгоритм поведения, исполнения какого-либо действия, предписывает поступать так, а не иначе. То есть обычай выполняет как разрешительную, настраивающую на конкретное действие функцию, так и запретительную функцию, блокирующую те или иные действия, слова, поступки человека. Стилистически регулятивная роль обычаев может быть выражена в такой семантической форме, как, например: «Обычно мы поступаем (или говорим) так» или «Обычно мы этого не делаем». То есть речь идет лишь о том, что допускает обычай, или о том, что совершается, происходит вопреки ему.
Обычаи включают в себя ту или иную совокупность традиций (от лат. traditio — передача), сущность которых состоит в передаче духовных ценностей от поколения к поколению. Все, что основано на традиции, называют традиционным. Традиции закрепляются через обрядовые и религиозные действия, выражающиеся системой достаточно жестко установленных стандартов поведения. Из обычаев вырастают и на их основе формируются нормы и правила поведения людей в обществе. Не имея ритуального или обрядового характера, они, как и обычаи, способны действовать и разрешительным и запретительным образом.
Отношение к обычаям, традициям, нормам, ритуалам, равно как и к культуре в целом, может строиться на принципах как культурного плюрализма, так и этноцентризма. Культурный плюрализм исходит из признания многовариантности культур, у каждой из который своя нормативно-ценностная система регуляторов поведения человека, форм общения людей, способов их познавательно-преобразовательной деятельности. Культурный плюрализм, присущий демократическим общественным системам, предполагает признание самодостаточности и самоценности всех ранее существовавших и ныне существующих культур, возможность их плодотворного диалога. Хотя в отдельных случаях культурный плюрализм может послужить основанием для различных форм произвола в культуре, к недооценке или забвению ее сакрального, смыслообразующего ядра и, как результат, к подмене истинных ценностей культуры — ложными, а соответственно к подмене самой культуры — антикультурой. В противовес культурному плюрализму этноцентризм, абсолютизируя, а порой и фетишизируя ценности своей собственной этнической, национальной культуры, отказывается признавать достоинства другой культуры. Питательной почвой этноцентризма являются те общественные системы, которые основаны на тоталитарных и авторитарных режимах, где правит бал дух произвола и насилия. В социально-психологическом плане этноцентризм произрастает из амбициозности, снобизма и невежества, нежелания понять, прочувствовать иную, не такую, как твоя собственная, культуру.
И тогда многовековой призыв: «не входить в чужой монастырь со своим уставом» — остается гласом вопиющего в пустыне. История являет множество самых печальных и самых трагических столкновений культур, самых жестоких и беспощадных форм насилия одной культуры над другой. И эта же история дает нам, современникам XXI в., весьма поучительный урок чрезвычайно бережного, чуткого, деликатного отношения к такому утонченному, отличающемуся особой чувствительностью механизму, каким является культура. Противостояние культур, а тем более борьба между ними бессмысленна и неплодотворна, в ней нет ни победителей, ни побежденных. А если и возникает иллюзия победы, то в скором времени обнаруживается, что победа эта — пиррова. Поэтому мыслящий разум должен подсказать нам, что уроками истории пренебрегать не стоит. | |
Просмотров: 1807 | | |