Культура и ценности. Типология ценностей Человек создает, творит культуру. И, вместе с тем, сам является носителем, субъектом культуры. Создавая и совершенствуя мир, человек тем самым конструирует и совершенствует самого себя, свои таланты, дарования, интеллектуальные способности. Более ярким, содержательным, насыщенным становится чувственно-эмоциональный мир личности, более сильной и целеустремленной становится воля.
Главное назначение культуры — способствовать духовному развитию человека, раскрытию его талантов, дарований, способностей. Какую бы сферу культуры мы ни рассматривали, — научные открытия, технические изобретения, произведения литературы и искусства, нормы морали, философские идеи, необходимо оценивать их в самой непосредственной зависимости от того, способствуют они развитию гуманности и благородства или утверждению человеконенавистничества и зла. Если культура рождена человеком и органично вливается во все без исключения сферы его жизнедеятельности, следовательно, любое определение культуры с необходимостью должно быть соотнесено с системой таких основополагающих общечеловеческих ценностей как Истина, Добро, Благо, Красота, Святость.
Культура — чрезвычайно сложное, многогранное, многоуровневое явление, поражающее нас не только своей удивительной яркостью и необычностью, но порой и парадоксальностью. Сложность ее структуры определяется как присущей ей многогранностью, так и многофункциональностью, той ролью, которую она играет в жизни человека и общества. Традиционно принято выделять такие структурные элементы культуры как ценности и идеалы, знания и обычаи, традиции и ритуалы, нормы и правила поведения людей, составляющие в своей совокупности исторически сложившуюся систему этикета.
Очевидно, что фундаментом культуры являются знания, на основе которых формируются представления о свойствах окружающего человека внешнего, природного и социального мира, о месте человека в мире, о загадках и тайнах человеческой души, высших всплесках его разума и глубинах подсознательного. Культурный человек — это человек «понимающий», движимый светом разума, неустанный в своем стремлении к расширению горизонта знаний, к овладению неведомым. Культурный человек тот, кто посредством имеющего в его распоряжении знания способен не только решать познавательные задачи, но и на их основе формулировать новые, пусть даже самые парадоксальные проблемы и идеи. Культурный человек тот, кто обладает неординарностью мышления, способностью преодолевать сложившиеся стереотипы мысли и действия, кто не устает удивляться необозримости мира, восхищаться его красотой и стремиться к созвучию с ним, к тому созвучию, о котором столь проникновенно писал великий немецкий философ И. Кант: «Две вещи наполняют душу всегда новым и тем более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо над головой и моральный закон во мне»1. Таким образом, перед человеком и культурой с самого начала обозначились две взаимосвязанные задачи, вылившиеся в великую, благородную цель: от восхищения звездным небом как частицей и символом мироздания перейти к познанию его тайн, а от трепета перед нравственным законом перейти к познанию самого себя и тем самым определить уровень не только своего познавательного, но и ценностного отношения к миру.
Знания и оценки, знания и ценности неотделимы друг от друга. Поэтому не случайно важнейшим составным элементом культуры являются ценности (политические, правовые, философские, нравственные, эстетические, религиозные и другие). К настоящему времени сложилась такая область знания как аксиология, раскрывающая природу ценностей, их значимость для понимания человеческой культуры, ее сути, тенденций и закономерностей ее развития. И хотя античная культура, заложившая основы всей последующей европейской культуры, не знала и не решала проблемы ценностей, тем не менее, многие аспекты этой сложной и многообразной проблемы стояли перед мыслителями тех далеких времен.
Ведь уже великий Сократ, усматривая основное предназначение истины в утверждении добра, справедливости, достижении счастья, тем самым подчеркивал ценность истинного, достоверного знания, его глубокий нравственный смысл. А как наглядна и убедительна оценка взглядов Платона, данная немецким философом и культурологом В. Виндельбандом. «В процессе исторического развития нет другой эпохи, столь важной, значительной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона. В нем, как и в образце во все времена, воплощен культурный идеал человека: созидания жизни посредством науки. В этом заключается самая сущность его личности и лучшее создание его жизни и деятельности, в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения для наших дней». Сократом, Платоном и другими античными мудрецами были определены лишь контуры той внутренней, органической связи, которая существует между знанием и нравственностью и которая придает знанию ценностный смысл, соотнося его с убеждениями и идеалами человека.
Однако само понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано немецким философом И. Кантом, разграничившим непосредственно бытие вещи и то, что извлекает человек из нее для удовлетворения своих интересов и потребностей и, что самое главное, для реализации своих целей и идеалов. Именно в ценностях и через ценности осуществляется, с точки зрения Канта, нравственный выбор человека как свободной, выходящей за пределы жесткой природной детерминации личности. Благодаря системе ценностей и ценностных ориентаций человек получает возможность не только изучать мир, но и наделять его определенным, подлинно человеческим смыслом. Ценности дают возможность ассимилировать свойства внешнего мира, конструируя при этом свой собственный, говоря словами известного философа М. Хайдеггера, «Дом бытия». Человек входит в этот дом благодаря ценностям не как гость и не как сторонний наблюдатель, а как рачительный хозяин, которому бесконечно дорого все, что есть в этом доме. Ибо все это — создано его руками, горением его беспокойного сердца, мятежностью его разума и неукротимостью его воли. Но ценности — это не только то, что уже достигнуто, но в значительной степени и то, что еще предстоит открыть, познать, возлюбить человеку. Поэтому система ценностей не остается неизменной, статичной, раз и навсегда данной, пригодной для всех времен и народов. Напротив, это открытая, изменяющаяся, динамичная система. История формирования ценностей культуры (утрата одних и появление других) нередко являлась драматичной как для индивидуальной жизни, так и для судьбы целых народов, государств, исторических эпох. Ужас охватывает человека, когда во время землетрясения он вдруг оказывается на разломе земной коры. Но еще более неизмерим тот ужас, который сопутствует разлому единого хода истории, когда рушатся устоявшиеся, представляющиеся незыблемыми ценностные устои самой жизни. В истории человеческого общества по существу не было такой эпохи, которую можно было бы назвать безоблачной и безмятежной. Но то величайшее смятение, ужас, отчаяние, которые было суждено испытать России за последние десятилетия, ни с чем сравнить невозможно. История не знает подобного противостояния убеждений, верований, ценностей и идеалов, драматизм и даже трагизм которого испытала на себе наша культура.
Если, следуя Канту, понимать под ценностями то, что в индивидуальном и социальном плане значимо для человека, что имеет для него реальный смысл и определяет весь ход и направление его жизни, то можно говорить о глубоко личностном характере ценностей. Однако, поскольку человек не только биологическое, но и социальное, и духовное существо, то, следовательно, ценности, которыми он руководствуется, взяты «не с потолка», вошли в его жизнь, в его индивидуальную судьбу не случайно, а впитались в его сознание, ассимилировались им из окружающей среды, из того общества, современником которого человек является. Конечно, подобная ассимиляция не есть некий автоматический акт «вливания» ценностей общества в индивидуальную жизнь и судьбу человека. Ни на мгновение нельзя при этом забывать или сколь-нибудь умалять дарованную человеку возможность активного социально-нравственного выбора, позволяющего из всей разветвленной системы социальных ценностей взять лишь то, что важно и значимо лично для него. Поэтому любой теоретический анализ ценностей в целом, и культурных ценностей особенно, должен осуществляться в неразрывном единстве индивидуального и социального, личностного и общечеловеческого.
В системе ценностей особое место принадлежит нравственным ценностям, определяющим все формы поведения и общения людей. Нравственные ценности, их восприятие и оценка реализуются через структуру нравственного сознания, представляющего собой совокупность нравственных чувств (чувство долга, совести, чести, достоинства, счастья), нравственных убеждений, принципов, идеалов. К важнейшим нравственным ценностям относятся достоинство, свобода человека, его желание и способность нести ответственность за совершенный им социально-нравственный выбор, осознание нравственного долга, следование голосу совести как внутреннего регулятора человеческого поведения.
Эстетические ценности как ценности прекрасного и возвышенного охватывают не только природные, социальные явления, многообразие форм и результатов человеческой деятельности и общения, но и бесконечную в своем многообразии гамму человеческих чувств, страстей, различных эмоциональных состояний. Эстетические ценности познаются и осваиваются через систему таких категорий, как прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, героическое, гармоническое, соразмерное, грациозное и другие. Наиболее глубоко, полно и содержательно природа эстетических ценностей раскрывается в искусстве, многообразных формах художественно-образного отражения действительности. Искусство, художественная деятельность — величайшие из ценностей культуры, личностную и социальную значимость которых трудно переоценить. Ибо именно искусство призвано пробуждать в человеке творца, созидателя, способного не только тонко чувствовать, но и преумножать красоту мира, жизни, бытия.
Религиозные ценности — ценности веры, святого причастия, божественной благодати, неугасаемой любви к Богу, а через него и к сотворенному им миру, центром которого является человек, — наиважнейшая ценность культуры, ее своеобразный смысловой нерв, чутко отзывающийся на самые тонкие оттенки и нюансы человеческой души, на все, порой едва уловимые перипетии исторических судеб народов и государств. Зло коварно и агрессивно. В жизни многих людей, равно как и в историческом развитии общества, нередки были периоды, когда таяла и угасала вера, тускнел лик Бога, и сам Сатана праздновал свою победу, когда добро отступало перед натиском зла, мудрость уступала место безумию, устраивающему шабаш на дорогих сердцу верующего святынях. Но вновь и вновь возрождались к жизни растоптанные дьявольскими сапогами религиозные ценности, побуждая к возрождению истинной, а не мнимой духовности.
Важной характеристикой культурных ценностей является их телеологичность (телеология от греч. слова tabs — конец, цель, завершение и logos — учение), что означает учение о цели, целесообразности. Все, что человек определяет и обозначает как ценности, сопряжено с теми или иными целями, в основе которых лежат идеалы, выражающие мечту человека о совершенстве. Вспомним слова А. М. Горького: «Природа лишила человека возможности ходить на четвереньках, но зато в виде посоха дала ему идеал». Идеал выражает устремленность культуры к чему-то одновременно и далекому, и близкому, необыкновенно заманчивому и желанному, столь зримому в мечте, воображении, но столь мало осуществимому или вообще неосуществимому в реальности. Однако, подобно тому, как могут быть и ложные кумиры, наделенные множеством несуществующих достоинств, а в действительности оказывающиеся «голыми королями», точно так же могут быть и ложные идеалы, которые, на самом деле, и идеалами не являются. Но человек придумал, нафантазировал их, а потому-то стал неизбежен нравственный или интеллектуальный тупик, не давший ему возможности найти дорогу к Храму, к средоточию истинных ценностей культуры. | |
Просмотров: 1356 | | |