Культура как совокупность смыслов

Культура как совокупность смыслов

Культуру также можно рассматривать как совокупность смыслов, которые человек вкладывает в природу и результаты своей деятельности. В этом понимании культура характеризуется как смысловой мир человека. Создавая тот или иной предмет или обращаясь к тому, что уже есть в готовом виде в природе, человек дает ему имя, то есть соответствующим образом обозначает данный предмет, отделяя его от множества других предметов. Стол, машина, цветок, дерево — все это различные имена, каждое из которых складывается из предметного и смыслового значения. Предметное значение, допустим, имени «стол» состоит в указании на множество однородных, имеющих одинаковые признаки предметов, объединенных данным именем. Концептуальное же значение этого имени определяется, прежде всего, функциональной ролью, смыслом для человека, создавшего этот предмет, за которым принято сидеть (читая книгу, совершая трапезу, ведя беседу и т. д.). Смысл стола, следовательно, состоит в том, чтобы человек за ним сидел. Но, стол, как и другой любой предмет, в отдельных случаях может обретать иной, несвойственный этому предмету смысл, иначе говоря, антисмысл. Смысл, например, созданной человеком машины состоит в том, чтобы облегчать собственный труд, освобождать мозг и разум для решения более творческих задач. Когда же на машину возлагают не свойственные ей функции, используя ее в качестве силы, направленной на деградацию, или даже несущей гибель человеку и человеческому роду, то ее смысл также превращается в антисмысл. Если человек, изначально предназначенный быть «образом и подобием Бога», становится исчадием ада, носителем зла и безумия, а создаваемое им искусство, призванное возбуждать чувство прекрасного, возвышенного, будоражит дремлющие в тайниках его души самые темные инстинкты и порочные страсти, то тем самым также можно с полным основанием утверждать, что и здесь смысл не просто исчез, утратился, а изменил облик, явив себя в образе монстра, имя которому антисмысл. И если культуру рассматривать как совокупность смыслов, то соответственно антисмыслы в своей совокупности составляют антикультуру, с внутренне присущим ей не созидающим, а разрушающим началом.

 

Смысл может выражать не только различные предметы, природные и социальные явления, но и быть обращенным к человеку. Он охватывает и чувства, и разум, и волю человека, и множество других как рациональных, так и иррациональных состояний его психики, аффектов, страстей, неосознанных влечений. Между предметным и смысловым, концептуальным значением имени нет однозначного соответствия. Одно и то же предметное значение может быть представлено многообразием его смысловых значений, и наоборот, общий концептуальный смысл может объединять различные по предметному значению имена. Например, в крито-микенской культуре Кносский дворец ассоциировался с лабиринтом, в котором жило внушающее неизмеримый ужас, созданное воображением ахейцев чудовище Минотавр. Дворец Минотавра и Кносский дворец несли в себе один и тот же смысл.

 

Более того, когда речь идет о человеческих чувствах, страстях, возможно отвлечение от их конкретного носителя — человека. Такова, например, жажда любви, жажда душевной близости, которые могут быть не направлены конкретно ни на кого и ни на что.

 

Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть:

 

Она в душе моей жила, изгрызла душу, и сожгла.

 

Эти замечательные строки М. Ю. Лермонтова чрезвычайно показательны для характеристики человеческой культуры как смыслового мира человека. Человек, создавая культуру, одновременно творит и смыслы, среди которых есть достаточно устойчивые, как бы «намертво» связанные с соответствующим предметом, его именем. Подавляющее же большинство смыслов, которыми человек наделяет предметы и явления как внешнего, природного и социального, так и собственного, внутреннего мира, чрезвычайно подвижны, условны, относительны.

 

Например, смысл иконы для верующего человека в ее святости, в отображении лика Божьего, в жажде сотворения чуда. Для художника ее смысл в следовании канонам иконографии. Для рядового обывателя, безразличного к сути творческого процесса и не утруждающего себя мыслями о Божьей благодати, икона будет представлять интерес не с точки зрения того, кто и как изображен на ней, а с точки зрения ее конкретного практического использования. Красное знамя революционных борцов стало символом и великого мужества, и столь же великого злодеяния. Памятник руководителю ВЧК Ф. Э. Дзержинскому, по поводу восстановления которого не утихают ожесточенные дебаты, — символ не только «холодной головы, горячего сердца и чистых рук» всех, кто был причастен к ВЧК в годы революции и гражданской войны, но и символ абсолютного зла, всесокрушающего насилия, не знающей пощады вражды, столь чуждых культуре и одному из ее важнейших проявлений — гуманности.

 

Культура как совокупность смыслов формируется, закрепляется и транслируется, то есть передается из поколения в поколение, посредством особого рода культурных символов, или, по определению немецкого ученого Э. Кассирера, особых «символических форм». Научная, художественная, религиозная символика, являясь достоянием человеческой культуры, сама служит целям ее упрочения, развития, совершенствования. Система культурных символов, как и система культурных смыслов, исторически обусловлена, а потому не остается статичной, неизменной. Символы не существуют вне смысла, а смысл в значительной степени определяется обликом исторической эпохи, состоянием ее духовности, направленностью чувств, эмоций, переживаний как отдельных личностей, так и целых народов, их мировоззренческой, ценностной ориентацией, теми принципами, которыми они руководствуются, и идеалами, к которым устремляются.

Категория: Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Добавил: fantast (29.06.2017)
Просмотров: 1353 | Теги: Культурология | Рейтинг: 0.0/0