Образ культуры через призму исторической эпохи Слово культура (от лат. cultura) — первоначально означало возделывание, обработка земли. Уже в трактате известного римского ученого и общественного деятеля Марка Порция Катона (234-149 гг. до н. э.) пишется о земледелии как «агрикультуре», то есть культуре возделывания почвы, ухода за участком, требующих на только приложения чисто физических усилий, но и любви к земле, к природному ландшафту, к растениям, взращенным на обработанном участке. То есть «агрикультура» — уже с самого начала соединяла воедино человека и мир, его окружающий. Изменяя, культивируя природу, человек вносил в нее частицу своей души, своего упоения и восторга перед красотой и необозримостью мира и тем самым он изменял, совершенствовал самого себя. Так постепенно наряду с прямым, возникал и переносный смысл «cultura», включающий в себя новые, дополнительные значения, рассматривающие культуру применительно к человеку. Речь идет о культуре чувств, культуре разума, культуре воли и других духовных устремлениях человека, развитии и совершенствовании его способностей, склонностей, задатков.
Римский философ и оратор Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) соотносил понятие культуры с разумом. Утверждая, что «культура ума есть философия», он тем самым подчеркивал, что только в философском знании может быть осуществлено стремление человека к самореализации, к творчеству, познанию, участию в общественной жизни. В дальнейшем, в трудах римского поэта Вергилия (70-19 гг. до н. э.) сложившееся понимание культуры дополняется такими характеристиками как добродетель, достоинство, широта познания, способность не только восхищаться красотой мира, но и самому создавать многообразные формы прекрасного. В период распада Римской империи и завершения античной эпохи возникает философско-нравственное учение стоицизма, провозгласившего независимость духовного мира личности от внешних условий и обстоятельств. Один из основоположников стоицизма римский философ, поэт и общественный деятель Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) в своих знаменитых «Письмах к Луцилию» отождествлял культуру с неустанным стремлением человека к нравственному самосовершенствованию, с готовностью мужественно переносить все превратности судьбы.
В эпоху средневековья понятие культуры трансформируется в понятие культа, которое означает не только преклонение перед Богом, но и почитание таких нравственных качеств, которые дают возможность человеку приблизиться в своем совершенстве к Богу. Культура выражает способность человека раскрывать свой собственный потенциал через любовь к Богу. Средневековый культ Бога, как это ни парадоксально, в действительности оказывается обращенным к человеку, ибо любовь к Богу выступает своеобразной мерой совершенства самого человека. Именно на этой основе формируются представления о рыцарстве, олицетворяющие культ таких нравственных добродетелей, как честь, способность восхищаться красотой и поклоняться ей.
Культура Возрождения ориентирована на универсальное развитие человека, всесторонность его образования и воспитания, на гармонию человека и природы. В этот период возрождаются античные представления о культуре как «пайдейе», представляющей, по мысли древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н. э.), своеобразное руководство по изменению человеком своей собственной сущности. Мыслители эпохи Возрождения создают культ прекрасного человека, ориентируя его на стремление к достижению гармонии, физического и духовного совершенства.
Эпоха Просвещения рассматривает культуру через призму духовного становления человечества, история которого в значительной степени представлена как история его культуры. Признавая самобытность, уникальность и неповторимость культуры каждого народа, нации, просветители вместе с тем считали, что национальное своеобразие культур не может затмить, а тем более скрыть глубинный смысл общечеловеческой культуры. Большое внимание мыслители европейского Просвещения уделяли вопросам преемственности культуры, призванной отражать духовный облик конкретной исторической эпохи, слиться с аурой своего времени, понять и прочувствовать особенности психологического склада своего народа, его образ жизни и образ мысли.
Гуманистические традиции просветительства получили дальнейшее развитие в философии культуры И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Ф. Шиллера и других немецких классиков. Вопрос о том, «Что есть человек?» — основополагающий в философско-культурологической концепции Канта, рассматривающего человека как высшую культурную ценность, олицетворяющую собой всю полноту и совершенство мира. А потому неудивительно, что понятие прогресса культуры рассматривается Кантом исключительно через призму человеческой свободы как основы нравственного самосознания и самоутверждения личности.
В отличие от Канта, акцентирующего внимание на нравственно-этической проблематике, немецкий поэт и философ Ф. Шиллер связывал проблемы формирования культуры со степенью развитости эстетического сознания личности, ее устремленностью к прекрасному и возвышенному.
Гегелевская философия культуры, не умаляя чувственно-наглядной образности идей своих предшественников, напротив, воспевала разум. В нем, и только в нем, мыслитель видел реальные истоки познания и преобразования мира. А соответственно история человеческого общества в целом, равно как и история человеческой культуры в частности, рассматривается Гегелем как история совершенствования человеческого разума, определяемого, в свою очередь, как ступень в становлении и развертывании абсолютной идеи, трансформирующейся в абсолютный дух, или мировой, внечеловеческий разум.
Марксистская теория культуры подчеркивала необходимость рассмотрения культуры в непосредственной связи с обществом, с производством материальных и духовных ценностей. Этапы разделения труда (возникновение земледелия, скотоводства, разделение умственного и физического труда) рассматривались как этапы формирования человеческой культуры. В процессе трудовой деятельности происходит формирование человека, архитектоники его тела, руки, достигшей самой высокой степени совершенства. Удивительно преображаются органы чувств. Глаз обретает способность не только видеть предметы, но и очаровываться красотой и пластикой их формы. Слух становится музыкальным, чутко откликающимся не только на мелодичность звуков, но и поражающую человеческое воображение «гармонию сфер». Мысль человека, осваивающего новые горизонты знания, обретает гибкость и пластичность, более содержательными и разнообразными становятся формы общения и деятельности людей.
В конце XIX — начале XX в. на смену рационалистической концепции культуры приходит иррационализм в лице его наиболее видных и значительных представителей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, А. Бергсона. Они поставили задачу переосмысления всех выработанных многовековым развитием человечества культурных ценностей и создания качественно новой культуры. Уже этот краткий, достаточно абрисный анализ раскрывает чрезвычайную сложность, многогранность и многозначность как самого понятия культуры, так и процесса его формирования. Каждый новый этап этого процесса вызывает бурный интерес к проблемам культуры, к многообразию методов их решения. | |
Просмотров: 2621 | |