Преемственность в развитии материальной и духовной культуры

Преемственность в развитии материальной и духовной культуры

Большой интерес представляет также проблема преемственности в культуре. Это, по существу, есть вопрос о прогрессе в культурном развитии общества, о той незримой нити, которая соединяет бесчисленное множество поколений людей. Но здесь следует обратить внимание на существенное различие между материальной и духовной культурой, состоящее в том, что преемственность в сфере материальной культуры носит абсолютный, безусловный характер. Каждое новое поколение, входя в жизнь, полностью использует потенциал материальной культуры, созданной предшествующим поколением, и использует его как исходный материал, своеобразный трамплин для дальнейшего творчества, дальнейшего совершенствования орудий и средств труда, техники, системы коммуникаций, всех форм хозяйственной деятельности и многих других структурных элементов материальной культуры. В сфере же духовной культуры преемственность приобретает относительный, преходящий характер. Так было и в далеком прошлом (вспомним, например, как кардинально менялась вся система духовных ценностей при переходе от одной исторической эпохи к другой, например, от античности к средневековью, от средневековья к культуре Возрождения и Нового времени), так неоднократно происходило и в ближайшей истории, например, нашей отечественной русской культуры. Достаточно вспомнить небезызвестные строки, нередко звучащие с трибуны Политехнического музея:

 

Мы палачи красоты.

 

Во имя нашего завтра

 

Сожжем Рафаэля, разрушим музеи

 

Растопчем искусства цветы.

 

Этот варварский призыв поэта В. Кириллова, представлявшего «Союз пролетарских писателей», нашел отклик у тех, кто вершил судьбы культуры того времени. С ожесточением и безумным упоением разрушались музеи, осквернялись храмы, разбивались скульптуры, а на сохранившиеся постаменты воздвигали новых героев. Создавалась новая, пролетарская культура, безжалостно рвавшая узы, связывающие ее с «проклятым прошлым». Очень и очень болезненно проходил процесс становления новой культуры. Устои старого мира рушились, и не на что было опереться зарождающейся советской интеллигенции, отсеченной «железным занавесом» от всего остального цивилизованного мира. И вот вновь идеология правит бал. Переименовываются города, улицы, исчезают из школьной и вузовской программы имена прославленных в годы советской власти писателей, поэтов, художников. Меняется вся система политических, правовых, нравственных, эстетических и других ценностей. То, что почитали, подвергается гласным и негласным гонениям, чему поклонялись, объявлено мракобесием. Патриотизм именуется национал-фашизмом, коллективизм — совковостью, подвижничество — безумием и предательством.

 

Каждый из нас должен понять, что знание объективных законов развития культуры, бережное отношение к ней и, вместе с тем, самое активное противостояние агрессии цинизма, лицемерия и ханжества, являющихся антиподами культуры, — святая обязанность всех, кому небезразличны судьбы народов мира, народа своей собственной страны, кто неустанно задается вопросом: «Какое будущее ожидает человечество, и какое будущее уготовлено его культуре?»

Категория: Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Добавил: fantast (13.07.2017)
Просмотров: 1444 | Теги: Культурология, Культура | Рейтинг: 0.0/0