Возникновение материальной и духовной культуры

Возникновение материальной и духовной культуры

Единство материальной и духовной культуры проявляется также непосредственно в процессе их возникновения. Материальная культура вырастает непосредственно из производства, связана с трудовой деятельностью человека. Так, например, обратившись к анализу первобытной культуры, мы приходим к выводу, что уже стоянки древних людей могут дать представление об истоках и эволюции материальной культуры. Первобытный человек, как и человек цивилизованный, нуждается в жилище. Это одна из насущных естественных потребностей, присущая всему человеческому роду. Вначале таким жилищем для него служили естественные углубления. Но они не всегда были удобны, не всегда давали возможность спрятаться от врагов, от хищников, от жгучего мороза или невыносимой жары. Человек догадывается углубить, расширить эти ямы, накрыть их листьями, ветками. Это уже есть начало культуры, получившей археологическое название ямной культуры. Со временем человек научился строить свое жилище из срубленных стволов деревьев. Так начинается период срубной культуры. Затем осваиваются такие материалы как глина, песок, камень, совершенствуется их обработка, используются различные их сочетания и комбинации. Согласно археологической классификации, в основу которой положен материал, используемый в процессе трудовой деятельности, выделяются:

 

1)            древнекаменный век или палеолит (от греч. palaros — древний и litton — камень) — время жизни ископаемого человека — палеонтропа, основным орудием трудовой деятельности которого был необработанный, не отшлифованный камень;

 

2)            мезолит (от греч. mesos — средний и litton — камень), или среднекаменный век, характеризующийся элементарной обработкой каменных орудий, а также использованием лука, стрел и некоторых других принадлежностей для охоты;

 

3)            неолит (от греч. neos — новый и litton — камень), или новокаменный век, ознаменовавший переход от присваивающего типа хозяйственной деятельности (охота, собирательство, рыболовство) к производящему типу, то есть к земледелию, скотоводству. На этом этапе осуществлялась достаточно сложная обработка и шлифовка камня, который из природного, первозданного материала постепенно превратился в предмет культурного творчества человека. В это же время появляется глиняная посуда, ткачество, приручаются дикие животные, зарождается пастушество, положившее начало скотоводству. Одновременно осуществляется переход от собирательства к огородничеству, а затем и к земледелию в собственном смысле этого слова, то есть к интенсивному взращиванию вначале овощей, а затем и зерновых культур на сравнительно больших для того времени площадях и в сравнительно больших масштабах. Возникновение пашенного земледелия — качественно новый этап в развитии материальной культуры, явившийся непосредственным результатом так называемой неолитической революции. Этот термин впервые был введен английским археологом Г. Чайльдом для обозначения того прорыва в хозяйственной деятельности первобытных племен, начало которому было положено новыми навыками в обработке и шлифовке камня и каменных орудий труда.

 

Век камня сменяется веком бронзы, или меди, а затем наступает и век железа, использование которого ознаменовало настоящую революцию в формировании материальной культуры, значительно расширившую ареал хозяйственной, культурообразующей деятельности человека. Камень, глина, медь, железо используются не только для изготовления орудий труда, предметов быта, утвари, но и служат материалом, из которого и на основе которого создаются различные женские статуэтки, бусы и другие женские украшения. Формируется чувство прекрасного. Развивается наскальная живопись. При этом следует обратить внимание на то, что вначале первобытный художник как бы ставил задачу показать своим соплеменникам, как лучше охотиться, какая должна быть поза охотника, как правильно натянуть тетиву, то есть преследовал чисто практические, утилитарные цели. Но уже на более поздних ступенях возникла потребность в прекрасном, и первобытный художник стал обращать внимание своих соплеменников на грацию тела человека, на красоту его движений. Так постепенно глаз начинает различать красоту форм. Подобная трансформация происходила и с ухом, которое, как и глаз, постепенно начинало выходить за пределы предназначенной ему функции. Ухо начинает тонко улавливать красоту звуков, их сочетаний, образующих мелодию. Подражая пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листвы, первобытный человек искал и прокладывал свой путь, создавая многообразие музыкальных ритмов и мелодичных сочетаний различных звуков, заимствованных из природы. Первыми музыкальными инструментами стали погремушка и барабан, наиболее полно имитирующие ритм трудового процесса. Затем возникли струнные инструменты, ведущие свое родство от музыкального лука и представляющие собой различные его модификации. А непосредственным предшественником музыкального лука явился лук охотничий, являющийся основным орудием труда первобытного человека, важнейшим элементом материальной деятельности и материальной культуры, на основе которой формируется духовная культура.

 

Орнамент, лежащий в основе декоративно-прикладного искусства, также возник из трудовой деятельности. Вначале люди наносили всевозможные насечки на корзинах для переноски выращенных ими плодов, руководствуясь при этом исключительно соображениями удобства. Но затем почувствовали, что это не только удобно, но и красиво. Сочетание прямых и изломанных линий, штрихов, пересекающихся круговых сфер было своеобразной имитацией геометрических фигур. С появлением земледелия наряду с геометрическим возникает растительный орнамент в виде, например, листьев, травы, цветов лотоса. Предметы повседневного быта, предназначенные для функционального использования, начинают выполнять и эстетическую функцию.

 

То же можно сказать и о поэзии. Возникшая как ритмически расчлененная речь, соответствующая ритму трудового процесса, поэзия возвышала душу человека, облагораживала его помыслы, вносила чувство красоты и очарования в его повседневную, исполненную тяжкого труда и забот жизнь.

 

Раз удовлетворенная потребность рождает все новые и новые потребности. Эта универсальная закономерность, охватывающая по существу все сферы жизнедеятельности человека, в равной степени характеризует и все бесконечное многообразие эстетических потребностей развивающихся и совершенствующихся в процессе исторического развития общества.

 

Проведенный анализ достаточно убедительно показывает, что духовная культура вырастает из элементов материальной культуры. И вместе с тем, будучи не сводимой к ней, духовная культура развивается по своим, внутренне присущим ей закономерностям, выражая талант человека, его способности, дарования. Духовная культура определяется высшими духовными потребностями: потребностью в прекрасном, возвышенном, героическом, нравственном, потребностью в расширении знаний, в многообразии форм общения.

 

Категория: Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Добавил: fantast (13.07.2017)
Просмотров: 2088 | Теги: Культурология, Культура | Рейтинг: 0.0/0