Христианство: культурологический анализ

Христианство: культурологический анализ

Христианство — это не только религия, но и особый, чрезвычайно своеобразный тип культуры, возвеличивающий человека, насыщающий его жизнь высотой духовных помыслов и благородных деяний. Возникшее в эпоху жесточайших социальных катаклизмов, сотрясающих Римскую империю, распада античного полиса и разочарования в языческих богах, христианство выразило суть социокультурного кризиса античного мира и позднеантичной культуры. Непосредственным предшественником христианства был иудаизм — первая монотеистическая религия, провозглашавшая веру в единого Бога. Однако выросшее из иудаизма христианство уже на самых ранних этапах своего развития покинуло почву иудейской религии и образовало совершенно новое, не существовавшее ранее религиозное учение. И даже унаследованные от иудаизма основополагающие идеи эсхатологии (от греч. eshaton — последний, logos — знание; учение о «конце света» и «страшном суде») и апокалипсиса (от греч apokalypsis — откровение), обрели в христианстве новое, с одной стороны, сакральное содержание, а с другой — глубокий нравственный смысл, не только ориентирующий христиан на укрепление стойкости в вере, но и дающий им надежду на торжество царства Мессии в борьбе со всем сонмищем внешних и внутренних врагов. Если ветхозаветный Бог обращает свои заветы ко всему иудейскому народу, !то заветы христианского Бога обращены к душе каждого человека. Бог Нового завета — личный Бог, возвестивший о жертве и Искуплении. Бог, воплотившийся в человека через образ Иисуса Христа, указал христианам истинный путь к спасению, духовному возрождению и возвышению.

 

Исторический путь христианства отнюдь не безоблачный. В нем нет места идиллии. Ярким пламенем горели костры инквизиции, именем Христа освящались и крестовые походы, и работорговля, и истребление коренного населения Америки, и колониальное угнетение. Путь к Царству Божьему оказался столь же тернистым, как и крестный путь Христа на Голгофу. Христианская религия и христианская культура рождались в муках, преодолевая жестокое сопротивление язычников. Но и сама она была беспощадна к приверженцам иной веры. Не только словом божьим, но и огнем и мечом сопровождалось ее шествие по земле.

 

Христианство, охватившее огромное пространство, ассимилированное культурой многих стран и народов, не было и не могло быть однородным как по масштабам, так и по духу своему, по идеологии своей. Поэтому произошедший в 1054 г. раскол христианской церкви на западную (латинскую) и восточную (грекоправославную) можно рассматривать как закономерное явление, выразившее суть исторического процесса, его социокультурную динамику. При общности христианской догматики православие и католицизм, представляющие соответственно восточную и западную ветви христианства, отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов и отдельными особенностями религиозных культов.

 

Важнейшей особенностью православия является соборность, выражающая собой единство всех церквей, общин в их неуклонном следовании изначальному духу христианства, общепринятым принципам и символам веры. Провозглашая пришествие Царства Божьего, православие вкладывает в это понятие глубоко духовный смысл, обращенный, прежде всего, к человеческой душе в ее неустанном противостоянии греховным помыслам и деяниям. Духовность в православии ассоциируется, прежде всего, с любовью как высшей нравственной ценностью, выражающей самый сокровенный смысл человеческой жизни. Любовь, культивируемая православием, всеобъемлюща, бескорыстна и жертвенна. Она обращена не только на друзей, но и на врагов. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего, — говорил Христос, обращаясь к иудеям. — А я говорю вам: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного: ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда, не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»1. Любовь в православной традиции — залог святости и нравственной чистоты человека, его духовного возвышения, несовместимого с любыми проявлениями зла и греховности. Любовь духовно сближает людей, насыщая их жизнь не только радостью общения, но и самоотверженностью, готовностью к неустанному служению друг другу. В любви и через любовь преодолевается гордыня, и эгоистические устремления уступают место духовному смирению и подвижничеству.

 

Будучи монотеистической по вероисповеданию, православная церковь, в отличие, например, от католицизма, полицентрична. В ней нет, как у католиков, единого центра. Каждая из православных церквей автономна в своей организационной структуре. И при общности православных традиций является по духу своему, по особенностям православной культуры глубоко национальной. Для выражения организационной самостоятельности множества православных церквей существует особый термин — автокефальная (от греч. autos — сам, kephale — голова), буквально самоглав-ствующая, или поместная церковь. Старейшими церквями являются Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская. В настоящее время уже насчитывается 15 автокефальных церквей, из которых Константинопольской по традиции принадлежит «первое место по чести». Константинопольский патриарх по сложившейся традиции называется «вселенским», поскольку он является не только главой православных в Турции, но ему подчиняются отдельные епархии в Греции и некоторых других странах Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии. Александрийская церковь объединяет православных в Африке, Антиохийская и Иерусалимская церковь имеют свои епархии на Ближнем Востоке, объединяя символы православной веры арабов, греков и представителей других национальностей. Православие и православная культура, таким образом, преодолевают национальную ограниченность и локальность и становятся наднациональными, вовлекая в свои ряды все новых и новых приверженцев. Наиболее показательна в этом отношении Русская православная церковь во главе с патриархом Московским и всея Руси. Будучи одной из самых многочисленных из всех православных церквей, она объединяет верующих многих национальностей не только в России, но и за ее пределами: в Западной Европе, Америке, Японии и других странах и континентах. Но не только благодаря своей многонациональное™ Русская православная церковь занимает исключительное место как в истории православия, так и в современном мире. От многих других церквей ее отличает своеобразие православной традиции, органично вплетенной в духовный облик русской культуры. Уже с самого начала принятие древними славянами христианства по византийскому образцу знаменовало собой социокультурный выбор Руси, ее включенность в единый поток исторического и культурного развития. Если Священное Предание ведет отсчет времени от Рождества Христова, то история русской культуры начинается с Крещения Руси, ставшего знаменательным событием не только для отечественной, но и мировой культуры. При этом обращение к византийскому образцу христианства отнюдь не означало его простое заимствование или безоговорочное подражание. Многое из того, что было перенесено из христианской культуры Византии на почву русской действительности, претерпело глубокие качественные изменения и обрело новые черты и особенности, созвучные историческим особенностям отечественной культуры.

 

К числу таких особенностей относится, в частности, значительная роль язычества в культуре древних славян. Языческие боги, утратившие сакральный смысл, еще долгое время после принятия христианства и ритуала крещения продолжали сопутствовать жизни древних славян, их верованиям и убеждениям. Сохранялось и поклонение волхвам, и безудержное, самозабвенное буйство языческих праздников. Христианство, убедившись в невозможности вытеснения язычества из души народа, как бы заключило с ним негласный союз, непосредственным следствием которого явилось значительное проникновение языческих элементов в христианскую культуру. Русский народ — землепашец, всей плотью и кровью связанный с землей-кормилицей. Языческий культ земли как самого надежного, поистине неиссякаемого источника народного благосостояния трансформировался в христианский культ Богородицы. Могущественный бог грома и молнии Перун как зеркальное отражение древнегреческого Зевса или древнеримского Юпитера перевоплотился в христианстве, с одной стороны, в Илью-пророка с его громыхающей небесной колесницей, а с другой, — в святого Георгия Победоносца, непоколебимого в своей готовности самоотверженно защищать землю русскую. Былинный Змей-Горыныч трансформировался в христианстве в змея-искусителя, ставшего одним из обличий дьявола. Таким образом, язычество явилось не только предтечей русского православного христианства, но и во многом его питательной почвой, давшей жизнь новым, в значительной степени модифицированным, по сравнению с византийскими исходными образцами семенам и плодам русской отечественной культуры. Язычество и христианство, взращенные на Руси, — два относительно самостоятельных пласта русской культуры, причудливое переплетение которых в традициях, верованиях, в народном эпосе явили миру такую удивительную и загадочную, исполненную сокровенной тайны русскую душу. Вера и суеверие, божеское и дьявольское, гармоничное и хаотичное, мудро-рациональное и мистически-ир-рациональное, мера и безмерность, дионисийское и аполлонов-ское — все вместилось в русской душе, озаренной внезапно пробудившейся мыслью, столь пророчески выраженной известным русским поэтом-символистом Вяч. Ивановым:

 

И с тем пребыть, что было,

 

И жить, как встарь, — нельзя.

 

Христианство вывело Русь на новую, неизведанную дорогу исторического и культурного развития, открыло перед нею не виданные ранее горизонты духовного совершенствования. Прежние языческие верования, ассимилированные и преобразованные православной христианской культурой, обретали новый, неповторимый смысл, наполняясь духовно-нравственным содержанием.

 

Великими сподвижниками русской православной культуры были Кирилл и Мефодий, Феофан Грек, Андрей Рублев, Сергий Радонежский. Перечень имен тех, кто стоял у истоков русской православной церкви и русской православной культуры, мог бы быть продолжен до бесконечности. Ибо святая Русь всегда была богата не только талантливыми, но и глубоко духовными людьми, составившими гордость и славу отечественной культуры.

 

Православная культура, бесконечно многообразная по формам своего эстетического и художественного освоения мира, всегда тяготела к вечным темам, непреходящим духовным ценностям: соборности, святости, любви, верности, покаяния. Искусство создает яркие, выразительные образы, бесконечно разнообразя сюжетную канву и насыщая ее высоким духовным смыслом. Крестово-купольная архитектоника православных храмов и их роспись, скульптурные композиции, иконопись, поэтическое творчество, духовная музыка, церковные песнопения, особенности русского национального растительного орнамента — во всем чувствовалась, проявлялась душа народа, поиски им того великого, нетленного смысла жизни, о котором столь проникновенно говорил Иисус Христос в своей Нагорной проповеди. Ставшее духовной основой Руси, православие ориентировало человека не на суетность мира, а на неиссякаемую веру в то, что имеет во все времена и для всех народов вечное, непреходящее значение: Истину, Добро, Красоту, Совесть, сокровенные порывы души, устремленной к божественной благодати и святой правде.

 

Католицизм как западная ветвь христианства, насчитывающий более 850 тысяч верующих, имеет своих приверженцев по существу во всех концах земного шара. В отличие от православия католическая церковь строго организована, имеет единый центр — Ватикан со всеми атрибутами государственной власти и единого верховного главу в лице Папы Римского. Пропагандируя единые христианские корни и христианские ценности, католицизм вместе с тем характеризуется рядом особенностей в вероисповедании и отправлении религиозных культов. Так, например, признавая христианский догмат о божественной троице, незыблемость библейской картины мира, католицизм считает, что Дух Святой исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына.

 

Особенно непостижимо для православия признание католиками непогрешимости в вопросах веры и морали Папы Римского, почитаемого католической церковью как наместника Христа на земле и преемника первого католического апостола Петра. Ни одна другая религия не знает такого самого непосредственного слияния светской и религиозной власти, которое характерно для католицизма. Как высший глава вселенской церкви Папа через посредство римской курии, являющейся центральным административным аппаратом, состоящим из конгрегаций, канцелярий, секретариатов, трибуналов, советов, руководит всеми католическими церковными организациями, действующими в большинстве стран мира. Будучи архиепископом и митрополитом Римской провинции, западным патриархом, он одновременно и суверен города-государства Ватикана, не просто замыкающего, но и венчающего собой авторитарно-монархическую организацию католицизма. Католическая церковь оказалась очень мобильной и гибкой, способной модифицироваться к реалиям современного мира, умело сочетая традиционные формы вероисповедания и отправления религиозных культов с особенностями национальных культур, не только не разрушая при этом своих основообразующих структур, но и, напротив, значительно упрочивая их.

 

Трудно переоценить влияние католицизма на развитие европейской цивилизации и культуры. Это прослеживается в архитектуре, музыке, живописи, литературе. Достаточно, например, вспомнить о знаменитом григорианском хорале или о таких произведениях классической музыки, носящих религиозный характер, как оратории Баха, «Реквием» Моцарта, «Аве Мария» Шуберта и другие произведения духовной музыки. Для католицизма, в отличие от православной церкви, не допускающей при хоровом исполнении использования музыкальных инструментов, характерно музыкальное сопровождение церковного песнопения либо органной музыкой в больших церквах, либо простой фисгармонией в маленьких приходах.

 

Архитектура представлена многообразием католических храмов, монастырей, строительство которых осуществлялось преимущественно в стиле готики. Одним из шедевров готической архитектуры является собор во французском городе Реймсе, традиционном месте коронования французских королей. Особенностью готической архитектуры является устремленность сооружений, несущих конструкций ввысь, что в готических соборах обретает символический смысл устремленности человеческой души к Богу. Стены и окна соборов украшены витражами, представляющими собой не только орнаментальные, но и сюжетные композиции (таковы, например, многочисленные сюжеты из земной жизни Христа).

 

Католическая культура представлена также богатством и многообразием поэтического творчества. Отправление религиозных обрядов и культов в католических храмах сопровождалось исполнением различных гимнов, псалмов, создание которых требовало не только поэтического дарования, эмоционального подъема, но и особого духовного состояния, чистоты нравственных помыслов. Сама церковная служба, особенно в дни великих христианских праздников — Рождества, Пасхи, представляла собой захватывающее сценическое действие с удивительно сложной и вместе с тем необыкновенно созвучной чувствам верующих драматургией. Большую роль в формировании католической культуры сыграл латинский язык, объединивший приверженцев католицизма в единую вселенскую церковь. На латинском языке писались книги как научного, так и религиозного содержания. При монастырях формировались библиотеки, где сосредотачивались самые ценные издания по религии, философии, истории, литературе и другим областям знания. Развивается система как светского, так и религиозного образования, ориентированного на духовное совершенствование человека, формирование в нем набожности, нравственной чистоты, готовности активно противостоять злу и насилию.

 

Если католицизм провозглашал культ единой вселенской церкви, то протестантизм допускает возможность существования множества христианских церквей и сект, подчеркивая тем самым необходимость переосмысления христианских обрядов, таинств, культов через призму национальных культур. Если католицизм рассматривал латинский язык как всеобщий, универсальный язык, на котором только и возможно богослужение и все многообразие форм религиозного общения, то протестанты допускают использование множества национальных языков. Объявив единственным источником веры Библию, они вместе с тем пересмотрели и роль Церкви как единственного посредника между Творцом и его творением — человеком. Ратуя за перестройку Церкви, ее обновление в духе раннего христианства, протестанты призывали священнослужителей к отказу от пышных богослужений и церковных убранств. Жесточайшей критике со стороны протестантов был подвергнут культ святых и практика продажи индульгенций. Служение Богу — вот что должно составлять цель и смысл человеческой жизни. С точки зрения одного из наиболее крупных представителей Реформации Мартина Лютера, грех может быть искуплен лишь внутренним покаянием, а не их папским отпущением посредством индульгенции. Другой представитель немецкой Реформации Томас Мюнцер, провозглашая равенство всех верующих перед Богом, призывал утвердить Царство Божие на земле путем всемерного воплощения христианских заповедей в земной жизни. Известный швейцарский идеолог Реформации Ульрих Цвигли, выступая против неограниченной власти папы, считал, что питательной почвой такой монополии церкви является невежество прихожан. Преодолеть его можно лишь путем всеобщего просвещения, которое раздвинет горизонты разума и откроет путь к праведной жизни.

 

Но особый интерес представляло учение Жана Кальвина, основы которого изложены им в произведении «Наставления в христианской вере». Центральным пунктом этого учения является идея предопределенности человеческой жизни и судьбы. Одни предопределены к спасению, другие — к гибели, то есть одни — избранные, а другие — осужденные. Человек не в силах внести какие-либо коррективы в божественный замысел, но каждый может жить неиссякаемой надеждой, что он — «избранник» божий. Не иллюзорные, а потому бесплодные, с точки зрения Кальвина, мысли о спасении души, а повседневный труд должен стать самым наглядным символом служения Богу. В учении Кальвина наиболее полно выражена буржуазная направленность реформации, подчеркнувшей значимость не только духовных, но и материальных, земных ценностей: труда, профессиональных успехов, практических навыков.

 

Реформацию с полным основанием можно рассматривать как социально-культурный феномен, представляющий собой причудливое сплетение социально-экономических, политических и религиозных требований. Одним из важнейших социокультурный последствий Реформации явился не только раскол западного христианства, но и образование множества самых различных по своему вероисповеданию, отправлению религиозных культов церквей, сект с безусловной автономией своей религиозной жизни. Во-вторых, что не менее важно для характеристики Реформации как социокультурного феномена, — церковь стала значительно более демократичной как по своей организационной структуре, так и по характеру отношений с верующими. Грани, существующие в католической церкви между духовенством и мирянами, в протестантизме по существу стерты. Более того, протестантизм распространил божественную благодать не только на духовенство, но и на всех верующих. Церковные обряды и религиозные культы значительно упрощаются. Из церкви удаляются иконы, алтари, все, что в какой-либо степени напоминает о стремлении к роскоши, помпезности. Молитва рассматривается не только как процесс непосредственного общения с Богом, но и как важнейшее средство единения людей, их духовной общности.

 

Религиозная идеология и практика протестантизма, возникшие на волне Реформации, органично вписывались в систему морально-этических ценностей буржуазного общества с его акцентами на инициативу, предприимчивость, деловитость, стремление к активной самореализации личности. Отношения между церковью и верующими с самого начала возникновения протестантизма были предельно рационализированы и упрощены. Утрачивая свою сакральность, церковь непосредственно входила в повседневную жизнь верующих, что приводило к ее своеобразному обмирщвле-нию.

Категория: Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Добавил: fantast (14.07.2017)
Просмотров: 2748 | Теги: Культурология, Культура | Рейтинг: 0.0/0