Природа и культура как полюсы человеческой жизнедеятельности
Природа и культура — два диаметрально-противоположных и, вместе с тем, взаимосвязанных полюса человеческой жизнедеятельности. Природа первозданна: она существует вечно, охватывая собой все бесконечное многообразие ландшафтов, растительного и животного мира. Рождаются и умирают живые организмы, но общий поток жизни не оскудевает, ибо природа бессмертна. Время не властно над ней. Пройдут века, но все так же будут зеленеть травы, парить над землей птицы, согреваться под ласковыми лучами солнца змеи, и, когда наступит пора, животные, охваченные всепобеждающим инстинктом продолжения рода, как всегда, будут устраивать свои брачные игры. Все опять и опять повторится сначала, если..., если что? Что может нарушить этот извечный порядок, эту складывающуюся веками гармонию, неоспоримый ход вещей? Что может помешать шелесту трав, пению птиц, производству потомства?
Отвечая на этот вопрос, одни говорят: если восторжествует разум, другие — если нравственный закон возобладает над инстинктом разрушения, третьи — если не умолкнет голос совести и не оскудеет высокое чувство нравственной ответственности человека за все живое на земле. Итак, все, что произойдет или может произойти с природой, в значительной степени зависит от человека и созданной им культуры. И вместе с тем, сам человек — неотъемлемая часть природы, плоть от плоти ее. Именно через человека, через призму его мироощущения осуществляется взаимодействие природы и культуры.
Возникнув более 40 тысяч лет тому назад как уникальный биологический вид, человек, в отличие от всех других живых существ, обладает разумом, развитой членораздельной речью, способностью к творчеству, продуктивному воображению. Его эволюция с самого начала имела даже не два, а три плана. Переход к прямохождению, дифференциация и специализация конечностей, формирование особой структуры мозга, и развитой системы органов чувств знаменовали собой биологическое становление человека, ориентированное на удовлетворение насущных биологических потребностей. Параллельно происходила и социальная эволюция, в ходе которой человек учился жить в обществе себе подобных, подчиняться правилам совместной жизни, создавать институты, ее регулирующие. Стихийно возникшая система табуирования, навязанная человеку как бы извне, совершенствуясь, постепенно становилась осознанной нравственной нормой, на основе которой формировались начальные представления о добре и зле, нравственном долге перед соплеменниками, совести, осознание того «что можно и что нельзя», как бы этого ни хотелось и какие бы желания ни овладевали человеком. Возникновение нравственных регулятивов положило начало третьему плану эволюции человека — его духовности. Конечно, не следует заключать эти процессы в какие-либо жесткие хронологические рамки и представлять их протекающими в хронологической последовательности.
Человек — целостное существо, жизнедеятельность которого может осуществляться лишь в нерасторжимом единстве биологического, социального и духовного. Благодаря такому единству человеку, и только ему, дана уникальная возможность быть сопричастным акту божественного творения мира. Созданная им культура, в свою очередь, значительно расширяет ареал деятельности, разнообразит сферы применения физических, интеллектуальных, нравственных сил человека, его творческих потенций. Человек оказывается самым важным связующим звеном между природой и культурой, звеном, обеспечивающим многообразные формы их взаимодействия. Поэтому не случайно именно на человека возлагается ответственность за сохранение природы, за бережное отношение к ней. Мера этой ответственности, как известно, в значительной степени определяется его культурой. Исторически сложившаяся изначальная система «человек-природа» со временем трансформируется в значительно более сложную и разветвленную систему «природа — человек — культура», в эволюции которой можно выделить несколько следующих друг за другом этапов. Первый этап характеризуется непосредственной включенностью зарождающегося человеческого сознания в материальную действительность, составляющую среду обитания первобытного человека, или, как отмечал русский философ Н. Бердяев, «погруженностью духа в природу». Человек был слит с природой, и законы природы были одновременно единственными законами, в соответствии с которыми осуществлялись все формы его жизнедеятельности. Природа формирует его инстинкты, обеспечивающие функционирование сложного механизма целесообразно-приспособительных реакций организма на воздействия внешней среды. Органы чувств человека — необыкновенно пластичные, чутко реагируют на природные звуки, запахи, несущие в себе важную информацию.
У первобытного человека еще не сложилось по отношению к природе, к миру, его окружающему, чистого, нефункционального «отношения как отношения», то есть отношения, не определяемого той или иной конкретной биологической потребностью. Но постепенно пробуждающееся человеческое сознание приходило к пониманию природы и человека как двух относительно самостоятельных сущностей, хотя и связанных друг с другом и зависящих друг от друга. Однажды, посмотрев на мир, человек увидел, как он прекрасен, и задохнулся от восторга и восхищения. Но очарованный красотой природы, он и в себе самом заметил отблеск этой красоты. | |
Просмотров: 968 | | |