Культуросозидающая деятельность человека и ее сферы
Вопрос о взаимосвязи культуры и человека, о его месте в созданной и освоенной им культуре — одна из самых важных, не утрачивающих с течением времени своей значимости и актуальности культурологических проблем.
Почему из бесчисленного множества живых существ лишь человеку дано стать творцом культуры, взращенной природой, но возвысившейся над ней и тем самым определившей новые, не виданные ранее грани и горизонты человеческой жизни, всего человеческого существования?
И что значит быть творцом культуры? С чего начинается творчество человека, каковы его истоки? Наука обнаруживает их уже на самых ранних этапах становления и развития общества, когда первобытный человек увидел в Солнце не просто огненный шар, а лучезарный лик, когда предстало оно в виде прекрасной огненной колесницы, мчащейся по необъятным просторам Вселенной, когда земля уподобилась щедрой кормилице, а дерево с цветущей кроной стало символом «древа жизни», а затем и «древа познания», когда в образе реки запечатлелся неудержимый бег времени, уносящего в небытие все новые и новые струи. Еще по существу не успев ничего создать в реальном мире, человек уже становится творцом, поскольку именно он наделил окружающие его предметы, природные явления тем или иным смыслом.
В замечательном произведении русского философа-богослова Сергия Булгакова «Свет невечерний» можно найти чрезвычайно проникновенные размышления о том, что Бог, сотворивший мир, долгое время пребывал в великой и безысходной печали до тех пор, пока не создал человека и не увидел в нем «другого» — «друга», которого, образно говоря, позвал в сотоварищи. И, подводя к различным предметам, животным, предлагал называть их, давать им имя и тем самым определять их смысл, их судьбу. Таким образом, первое, в чем выразилась творческая способность человека, состояло в перенесении частицы самого себя на явления природы, растения, животных, придании им своего собственного, человеческого смысла, наделении их не только отдельными человеческими качествами, но даже внешним обликом человека. Так появилась «хитрая лиса», «глупый волк», «трудолюбивая пчела», «грациозная лань», «упрямый осел». А затем, по мере совершенствования творческой способности воображения, которое уже интуитивно «схватывало» красоту мира во всем ее великолепии, человек стал, наоборот, использовать образы природы для осмысления своей собственной жизни и собственного физического и духовного облика. Возникали неожиданные ассоциации и рождались поражающие своей красочностью аллегории: «луноокая красавица», «рубиновые уста», «свет очей», «стан кипариса», «золотые локоны».
Будучи не в силах охватить мыслью и пробуждающимся воображением всю бесконечность и многогранность мира, человек обращается к помощи богов, возвышая их над собой, наделяя тем, что жаждет, но чего не может достичь его собственная душа, — бессмертием. Одни боги олицетворяют различные природные стихии (огонь, гром, молния); другие — чувства (любовь, страдания, наслаждение, зависть); третьи — уровни человеческого знания, «вйдения» (зрящий во все стороны одноглазый циклоп, тысячеглазый Аргус, всевидящий и всепроникающий Гелиос). Но к какой бы категории ни относились боги, какие бы функции им ни были определены, их внешний облик — человеческий. Олицетворяющий величие и могущество громовержец Зевс — высок, статен, физически силен, у него фигура борца и взгляд мудреца. Бог подземного царства Аид, напротив, худой, суетливый, с тонкими губами и алчным, завистливым взглядом. Бог любви — Аполлон, являющийся одновременно покровителем искусств, — само совершенство, олицетворение красоты и гармонии мира. Афродита, рождающаяся из пены морской, воплощает в себе все очарование женской красоты.
Так кто же кого сотворил: Бог человека или человек Бога? Как осуществился переход от поклонения многим богам к идее единого, вечного, вездесущего Бога? Отвечая на эти вопросы, например, атеист скажет, что природа несотворима и неуничтожима, мир пребудет вечно. И возникновение его — процесс естественный и закономерный. Мир не нуждается во вмешательстве сверхъестественных сил, он развивается по естественным, внутренне присущим ему законам. Так ответит атеист. Человек же верующий восславит Бога-творца, а в себе увидит лишь слабый отблеск божественного замысла и вдохновения. Но ни тот, ни другой не могут не заметить внутреннего жара, который пылает в душе человека, накала страстей, которые неустанно влекут человека к творчеству и созиданию. Так закладываются основы культуры, одной из форм которой является мифология. Но человек, образно говоря, не только витает в облаках. Он создает не только образы фантазии, но и реальные предметы: орудия труда, расширяющие возможности его руки как органа труда; жилище, укрывающее его от ненастья и от полчищ диких зверей, его окружающих; предметы быта, столь необходимые в хозяйстве для удовлетворения самых насущных потребностей. Он начинает обрабатывать землю и выращивать на ней такие растения и плоды, которых нет в готовом виде в природе. Он приручает диких животных и начинает заниматься скотоводством. Он украшает свою жизнь рисунками, орнаментом, музыкой, танцами. Он создает такие предметы, которые не имеют никакой непосредственной пользы, но которые оказываются бесконечно дороги ему: статуэтки, картины, различные декоративные, орнаментальные украшения. Человек творит красоту, преумножая то, что находит в первозданной природе. Он учится различать не только прекрасное и безобразное, но доброе и злое, честное и бесчестное. Рождается эстетическое чувство, то есть чувство гармонии, соразмерности, пропорциональности. Рука достигает уже такой степени совершенства, которое выливается в волшебные звуки музыки, в чарующую пластику танца, в красочные живописные полотна, в скульптурные композиции, монументальные и архитектурные сооружения.
Возникают первые нравственные заповеди, ставшие впоследствии каноном и светской, и религиозной морали. «Не укради», «не прелюбодействуй», «не возжелай жену ближнего своего», «не делай другому того, чего не желаешь себе, и поступай по отношению к ближнему так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Формируются первобытные формы религии, перерастающие в язычество, а затем в мировые монотеистические религии.
Итак, мифология, искусство, религия, нравственность, не говоря уже о бесчисленном множестве материальных, чувственно-наглядных вещей, предметов, — таковы многообразные формы культуры, творцом которой является человек. Говоря о творческой, культуросозидающей роли человека, наука употребляет такое понятие как субъект культуры. В современном философском энциклопедическом словаре субъект определяется как понятие, используемое «для обозначения психолого-теоретико-познавательного Я, противопоставляемого чему-то другому — не-Я, предмету, объекту или как обозначение объективированного Я, т. е. индивида, которому противостоит, противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание и действие»1. При этом философия различает такие понятия как индивидуальный, коллективный и так называемый трансцендентальный субъект.
Применительно к культуре также можно говорить о различных модификациях субъекта. Каждый человек, включенный в разветвленную сеть социальных связей и отношений, вольно или невольно становится субъектом познания и действия. Познание осуществляется через сложившуюся систему обучения, воспитания. Человек впитывает в себя те элементы культуры, которые наиболее близки его интересам, потребностям, личностным представлениям об их значимости для себя, для реализации своих целей и идеалов. Он приобщается к бесценному кладезю культуры прошлых веков, осуществляя при этом опять таки интуитивный или сознательный выбор того, что созвучно особенностям его психологического склада, уровню его знаний, направленности его интересов. Понятие субъекта, следовательно, уже на уровне отдельно взятой личности охватывает собой не только «субъект познания», но и «субъект действия». Речь должна идти об активном, творческом, культуросозидающем субъекте. | |
Просмотров: 1512 | | |