Новая фаза борьбы с наполеоновской Францией. Тильзитский мир

Новая фаза борьбы с наполеоновской Францией. Тильзитский мир

Начало русско-турецкой войны

Одним из серьезнейших последствий Аустерлица было распространение наполеоновской агрессии на Балканский полуостров.

После капитуляции Австрии Наполеон заставил ее по Пресбургскому миру уступить восточное побережье Адриатики, включая Которскую область, Истрию и Далмацию.

 

Россия пыталась противодействовать Франции. В январе 1806 г. на Корфу прибыла русская эскадра под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина. Ему сразу же пришлось столкнуться со сложной задачей, требовавшей немедленного решения. Французские войска готовились занять Которскую область. Население этой области и соседней Черногории, с оружием в руках вставшее на защиту своей независимости, обратилось за помощью к Сенявину. Не дожидаясь предписания императора, Сенявин в марте 1806 г. занял Котор, в мае же начал осаду Дубровника, захваченного французами. Жители Которской области и черногорцы в тесном боевом содружестве с русскими войсками отражали натиск французских войск. Связи, издавна соединявшие Россию и балканские народы, стали еще теснее.

 

В то же время наполеоновские агенты усилили свои происки в Константинополе. Новый французский посол при дворе султана генерал Себастиани изо всех сил старался вовлечь Турцию в войну с Россией. В качестве приманки Наполеон сулил султану Крым и Грузию, а также восстановление неограниченного турецкого господства в Сербии и Дунайских княжествах. Одновременно наполеоновская агентура действовала в Иране, уже находившемся с 1804 г. в состоянии войны с Россией. Целью Наполеона было создание Тройственного союза Франции, Турции и Ирана против России. Наполеоновские эмиссары действовали также в Дунайских княжествах и в Болгарии, подстрекая против России местных турецких пашей. Султан поддался влиянию Наполеона. Непосредственным поводом к русско-турецкому конфликту было досрочное смещение султаном в августе 1806 г. господарей Валахии и Молдавии Ипсиланти и Мурузи. Это было открытым нарушением привилегий Дунайских княжеств, полученных ими благодаря России.

 

К тому времени русскому правительству стало известно, что Наполеон добивается от султана разрешения па проход своего 25-тысячного корпуса из Далмации на Днестр и на оккупацию Дунайских княжеств. В Петербурге решили опередить его и в качестве предупредительной меры ввести в княжества русские войска. На это султан ответил объявлением войны России. Начиная ее, он преследовал реваншистские цели, стремясь овладеть Крымом, поработить народы Закавказья, лишить Дунайские княжества тех привилегий, которых добилась для них Россия. В своей внешней политике Турция все больше теряла самостоятельность и превращалась в орудие наполеоновской политики. Русский царизм в свою очередь и в это трудное для него время не отказывался от планов проникновения на Балканы и в Восточное Средиземноморье и отнюдь не собирался вести только оборонительную войну, хотя одно время новая война казалась Александру I несвоевременной.

 

Еще накануне войны с Турцией политика правительства Александра I по отношению к национально-освободительному движению балканских народов изменилась. Забота о том, чтобы сохранить союз с Турцией, теперь уже не связывала ему руки. Россия посылала сербам деньги и боеприпасы, направила к ним военного инструктора. С началом войны между русскими и сербскими войсками установилось тесное боевое содружество. Для совместных действий с сербами были направлены русские войска. Война с Россией сковала силы Турции. Русская армия на Дунае приняла на себя главный удар турецких войск и отвлекла их от восставшей Сербии.

 

«Когда в 1804 г. вспыхнула сербская революция, Россия немедленно взяла под свою защиту восставших „райя“ и, поддержав их в двух войнах, гарантировала им в двух договорах независимость их страны во внутренних делах» ', — писал Ф. Энгельс.

 

Ионическая республика выступила в русско-турецкой войне на стороне России. Острова стали центром греческого национального движения, опорным пунктом первых борцов за независимость Греции — клефтов и арматолов. Греческие моряки участвовали в операциях Сенявина против турецкого флота. Республика Семи соединенных островов, созданная при помощи России и находившаяся под ее протекторатом, была первым греческим национальным государством нового времени.

Кампания 1806-1807 гг. в Европе

Девятилетнее покровительство России Ионическим островам (1798—1807 гг.) заметно способствовало их экономическому и культурному подъему.

Война с Турцией началась в чрезвычайно 'неблагоприятный для России момент. Часть русских сил была связапа войной с Ираном в Восточном Закавказье. Еще серьезнее была обстановка в Европе. К осени 1806 г. была создана четвертая антифранцузская коалиция, объединившая Россию, Англию, Пруссию и Швецию. Но она еще не успела собрать свои силы, как Наполеон молниеносными ударами при Иене и Ауэрштедте разгромил прусскую армию, занял Берлин и оккупировал большую часть территории Пруссии, все еще продолжавшей военные действия.

 

Война постепенно приближалась к западным границам России. Театром военных действий стали польские области. Для русского царизма это создало новую не только военную, но и политическую проблему. Наполеон беззастенчиво спекулировал на национальных чувствах поляков, формировал польские легионы, делал ни к чему не обязывавшие намеки на возможность восстановления Польши. Часть польской шляхетской верхушки ориентировалась на Францию. Наполеон получил теперь новую возможность оказывать давление на Александра I, угрожая ему восстановлением Польши, хотя в действительности он об этом нимало не заботился и видел в польских легионах лишь пушечное мясо, а в Польше — плацдарм для наступления на Россию. Между тем опасения, что шляхетская верхушка присоединенных к России по польским разделам земель также выступит в пользу Франции, беспокоили русское дворянство и усиливали тенденцию к миру с Францией.

 

Несмотря на то, что Россия теперь вела войну на Дунайском, Кавказском и Западном театрах, зимняя кампания 1806/07 г. оказалась для французов тяжелой и мало успешной. В сражениях под Пултуском и Прейсиш-Эйлау русские войска задержали наступление французской армии, опрокинув расчеты Наполеона. 26 апреля 1807 г. в Бартенштейне Россия и Пруссия заключили конвенцию, обязавшись продолжать войну.

 

На Дунае русское командование не предпринимало крупных наступательных операций, но в сражении при Обилешти 14 июня 1807 г. русские войска нанесли крупное поражение туркам и спасли от разгрома Бухарест.

 

С весны 1807 г. Средиземное море снова стало ареной крупных операций русского флота. Вице-адмирал Д. Н. Сенявин занял остров Тенедос, блокировал Дарданеллы и в Дарданелльском и Афонском морских сражениях разгромил турецкий флот, пытавшийся прорвать блокаду. На Кавказском театре военных действий русские войска сражались одновременно против войск Турции и Ирана. В решающем сражении на реке Арпачай 30 июня 1807 г. русские одержали окончательную победу, не допустив вторжения турецких полчищ в Грузию.

Новое обострение англо-русских отношений в начале 19 века

Ведя войну, Россия не получала достаточной поддержки со стороны своего главного союзника по коалиции — Англии. Надежды России на содействие английского флота в Восточном Средиземноморье не осуществились. Правда, Англия начала войну с Турцией и направила эскадру вице-адмирала Дакуорта в феврале 1807 г. к Дарданеллам для совместных действий с эскадрой вице-адмирала Сенявина. Однако Дакуорт, не дождавшись подхода эскадры Сенявина, прорвался через Дарданеллы и приблизился к Константинополю лишь для того, чтобы начать с Портой бесплодные переговоры и через некоторое время был вынужден уйти обратно. Русское командование после этого обвинило Англию в том, что она хотела отстранить Россию от участия в Дарданелльской операции и штурме Константинополя для того, чтобы самой распоряжаться на Ближнем Востоке.

 

Весной 1807 г. русское правительство категорически потребовало, чтобы Англия дала безоговорочное обязательство высадить крупный десант на континент. После бесконечных проволочек и колебаний Англия послала, наконец, в конце июня первый отряд десантного корпуса в 3500 человек, который высадился на острове Рюген в Балтийском море. Не намного лучше обстояло дело и с финансовой помощью со стороны Англии — она отказалась дать государственную гарантию займу, который Россия пыталась получить у английских банкиров. Русское правительство по этому поводу с горькой иронией вопрошало Англию: если уж она решила «не вводить в действие свои сухопутные войска и не употреблять их на континенте, то почему же не употребляет она свои гинеи?»

Тильзитский мир

Назревал кризис русско-английского союза. В русских правительственных кругах все явственнее становилась тенденция к прекращению войны. За мир была влиятельная придворная группировка (вел. кн. Константин Павлович, императрица-мать Мария Федоровна, доверенный ее кн. А. Б. Куракин). За мир стояла теперь и группировка «молодых друзей», которые опасались, что продолжение войны приведет к серьезным внутренним трудностям, хотя по-прежнему отстаивали союз с Англией.

 

Поражение, понесенное русской армией при Фридланде 14 июня 1807 г., ускорило решение Александра I начать с Наполеоном переговоры о перемирии. Русская армия, хотя и очень утомленная, сохранила боеспособность, но правительственные круги опасались, что если война будет перенесена на территорию Российской империи, то в стране усилится антикрепостническое движение. Главное же заключалось в том, что Россия не могла и не хотела нести одна все бремя войны.

 

Перемирие было заключено 22 июня сроком на один месяц. 25 июня 1807 г. по предложению Наполеона состоялось свидание двух императоров, совершившееся при необычной, поразившей воображение современников обстановке. Посередине Немана у Тильзита (ныне Советск) был установлен огромный плот, а на нем обтянутый белым полотном павильон с фронтонами, украшенными вензелями Наполеона и Александра. Во 2-м часу дня к плоту приблизились две лодки, из которых вышли Александр, нарядившийся в этот знаменательный день с особой изысканностью, и Наполеон в скромном мундире и треуголке. Оба императора скрылись в павильоне и около 2 часов один на один вели беседу, о содержании которой современники могли лишь догадываться. Ясно было лишь одно — Наполеон не считал себя готовым к походу в глубь России и поэтому сам желал мира.

 

На следующий день Александр I по приглашению Наполеона прибыл в Тильзит. Днем русский самодержец и «император французов» принимали парады, совершали конные прогулки, давали торжественные обеды, а вечером до глубокой ночи без свидетелей и даже без секретарей спорили о судьбах своих империй и Европы. В тильзитской дипломатической дуэли упорный, расчетливый, скрытный Александр показал себя гораздо более сильным противником, чем первоначально это казалось Наполеону, надеявшемуся, что ему легко удастся обвести его. Соглашаясь на мир, царь весьма неохотно шел на союз с Францией против Англии и во всяком случае хотел получить за это определенную территориальную компенсацию и прежде всего выиграть время. В итоге тильзитских переговоров 7 июля 1807 г. были подписаны мирный договор между Россией и Францией и союзный трактат, направленный против Англии.

 

Тильзит означал крутую ломку и в расстановке международных сил, и в направлении внешней политики России. Россия стала теперь союзником своего недавнего врага — Франции и врагом недавнего союзника — Англии. Александр I принял посредничество между Францией и Англией с тем, что если последняя отвергнет мирные предложения, то Россия порвет с ней отношения и вместе с Францией заставит Данию, Швецию и Португалию объявить ей войну.

 

Александр I признал совершенную Наполеоном перекройку карты Европы и все созданные им новые государства. С большим трудом царю удалось отстоять существование Пруссии как самостоятельного государства (хотя и в крайне урезанных границах при огромных территориальных и людских потерях) и вынудить Наполеона вернуть часть прусских земель. Из польских земель, отошедших ранее к Пруссии в результате разделов Польши, было создано герцогство Варшавское во главе с саксонским курфюрстом. Отнятый у Пруссии Белостокский округ был присоединен к России.

 

Резкие изменения произошли в политике России на Балканах и в Восточном Средиземноморье. Царь обязался заключить немедленное перемирие с Турцией, принять посредничество Франции и вывести войска из Дунайских княжеств. Русское командование должно было сдать французам Котор. Россия согласилась на занятие Францией Ионических островов.

 

Несомненно, царю пришлось пойти в Тильзите на большие жертвы. Война с Англией и присоединение к континентальной блокаде — неизбежное следствие тильзитских условий — не отвечали интересам России. Образование герцогства Варшавского означало, что Франция получила плацдарм на русской границе, а этого русское дворянство после Аустерлица опасалось более всего. Отказ от протектората над Ионической республикой, сдача Котора, вывод русских войск и флота из пределов Средиземноморья знаменовали собой крупную неудачу политики царизма в Восточном вопросе. На редкость выгодные политические и стратегические позиции, завоеванные в 1798—1807 гг., были царизмом безвозвратно утрачены, а вместе с ними была утрачена надежда заставить Турцию вернуться к союзу с Россией и вновь открыть проливы для русского военного флота. Реальными достижениями Тильзита были выигрыш времени и сохранение государственной самостоятельности Пруссии.

 

Одной из причин, побудивших Александра I пойти на столь серьезные и чреватые последствиями уступки, была надежда на возможность сговора с Наполеоном о разделе Османской империи, зародившаяся во время тильзитских переговоров. Однако, хотя Наполеон, видимо, и не скупился тогда на посулы, никакими конкретными обязательствами он себя не связал. В Тильзитский тайный договор была включена статья, которая гласила, что если Турция не примет французского посредничества или же через три месяца не заключит мира с Россией, то Франция и Россия совместно выступят против нее и договорятся об освобождении от турецкого владычества Европейской Турции, за исключением Константинополя и Румелии. Но все это было делом туманного будущего, в настоящем же никаких реальных компенсаций Россия на Дунае не получила.

 

Однако мир с Францией был для России необходимостью — затягивать войну было бесперспективно и рискованно. Тильзитский мир дал ей необходимую передышку и возможность собраться с силами перед предстоящими испытаниями.

Категория: История | Добавил: fantast (27.08.2018)
Просмотров: 818 | Рейтинг: 0.0/0