От Малоярославца до Березины. Отечественная война 1812 года Отступление наполеоновской армии Проведя 35 дней в холодной сожженной Москве, Наполеон осознал безвыходность своего положения и решил покинуть разоренный город. Перед уходом он приказал , взорвать дворцы и башни Кремля, а также замечательный памятник древнерусской архитектуры — собор Василия Блаженного. Русские патриоты помешали захватчикам полностью осуществить этот варварский замысел. От взрывов пострадали только Никольская башня, колокольня Ивана Великого и частично некоторые другие сооружения.
Наполеоновская армия вышла из Москвы 7(19) октября 1812 г. и медленно двинулась на юго-запад по направлению к Калуге. Впрочем нестройные толпы пестро одетых, обремененных награбленным добром захватчиков мало напоминали регулярную армию. «Можно было подумать,— вспоминал лотом французский генерал Сегюр,— что двигался какой-то караван кочевников или одна из армий древних времен, возвращавшаяся после великого нашествия с рабами и добычей».
Наполеон хотел провести свою отступавшую армию не тронутыми войной местами, где можно было бы найти запасы продовольствия и теплые жилища на привалах. Но Кутузов преградил ему путь на Калугу у Малоярославца. Этот небольшой город восемь раз переходил из рун в руки. В ожесточенном сражении русские войска окончательно вырвали у врага инициативу. Очевидцы рассказывают, что французский император был угрюм и мрачен. Убедившись в том, что ему не прорваться к югу, он приказал отступать на Можайск и далее на Смоленск. Преследование и разгром врага Заставив противника повернуть на разоренную Смоленскую дорогу, Кутузов умело организовал параллельное преследование и в ноябре 1812 г. добился полного разгрома вражеских сил в междуречье Днепра и Березины. Только невыполнение его распоряжений бездарными военачальниками Чичаговым и Витгенштейном позволили остаткам наполеоновской армии вырваться из подготовленного Кутузовым окружения. Впрочем 30 тыс. оборванных, изголодавшихся солдат, достигших границы, едва ли можно было считать армией. Кутузов писал царю из Вильно: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля».
Сам Наполеон после разгрома у Березины бросил свои войска и тайно умчался в Париж. Встретившись в Варшаве с Прад-том, которого он за полгода до того уверял в своей скорой победе, побежденный император с горькой усмешкой сказал: «От великого до смешного только один шаг».
Великодержавно-монархическая концепция русских военных историков дореволюционного периода (Бутурлин, Михайловский-Данилевский, Богданович и др.) сводилась к восхвалению Александра I, которому якобы и принадлежала честь избавления России от грозившей опасности. Зарубежные историки, как правило, старались принизить русское военное искусство, либо преувеличивая заслуги немецких военачальников, служивших при штабе Кутузова, либо усматривая причину поражения Наполеона в суровости русского климата. Надо сказать, что версия о том, что Наполеона победил не Кутузов, а «генерал Зима», до сих пор распространена в военно-исторической литературе зарубежных стран. Особенно усердствуют в этом отношении бывшие гитлеровские генералы, которые не прочь и свои поражения в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. также объяснить неблагоприятными климатическими условиями, а не сокрушительными ударами советских войск.
Между тем еще столетие назад Н. Г. Чернышевский, опровергая подобные измышления, справедливо указывал, что не «холод и недостаток в съестных припасах» привели к гибели наполеоновскую армию, а что «главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы... патриотизм народа, мужество наших армий и искусство полководцев» *.
Отечественная война 1812 г. является ярким примером, подтверждающим, что не отдельные личности, а народ — подлинный творец истории. | |
Просмотров: 1851 | |