Отражение войны 1812 года в литературе и искусстве Под влиянием событий 1812 г., под впечатлением патриотического народного движения воспитывались даже те прогрессивные русские деятели, которые знали об этих событиях только по воспоминаниям старших современников. По признанию А. И. Герцена, «рассказы о пожаре Москвы, Бородинском сражении, о взятии Парижа» были для него «колыбельной песней, детскими сказками», его «Илиадой и Одиссеей».
Отечественная война и связанная с ней активность народных масс нашли отражение в русской художественной литературе и искусстве. Отзвуками событий 1812 г. насыщена бессмертная грибоедовская комедия «Горе от ума». Непосредственно теме решающей роли народа в борьбе с наполеоновским нашествием посвящена незаконченная Грибоедовым народная трагедия, героем которой должен был стать крестьянин-патриот, отличившийся в боях и походах, но принужденный вернуться под ярмо крепостной неволи и в конце концов предпочитающий смерть унижающему человека рабству.
Патриотизм народа и справедливый характер Отечественной войны ярко отображен в некоторых баснях И. А. Крылова («Волк на псарне», «Кот и повар»). Широкую известность получила в свое время ода В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов», написанная осенью 1812 г. в решающие дни борьбы с иноземным нашествием.
Тема Отечественной войны проходит через все творчество А. С. Пушкина — от юношеского стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», прочитанного на лицейском экзамене, до незаконченного повествования «Рославлев», начатого уже в зрелом возрасте и направленного против монархическо-дворянской концепции войны 1812 г., нашедшей отражение в одноименном романе М. Н. Загоскина. Сопоставляя различные мнения о причинах поражения Наполеона, Пушкин отдавал явное предпочтение патриотическому порыву русского народа, считая его главным фактором одержанной победы. В десятой главе «Онегина» он писал: Гроза двенадцатого года Настала — кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог? 20-летняя годовщина Отечественной войны была ознаменована появлением лермонтовского стихотворения «Бородино», ставшего затем популярной народной песней, а еще четверть века спустя великий подвиг русского народа в 1812 г. был раскрыт в художественных образах и картинах героической эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Символическим выражением патриотического подъема, пережитого Россией в 1812 г., явились такие монументальные архитектурные сооружения, как Адмиралтейство (А. Д. Захарова) и Казанский собор (А. Н. Воронихина) в Петербурге. Под сводами последнего был похоройен М. И. Кутузов и помещены на хранение отнятые у врага знамена. Перед собором позднее были установлены памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли работы скульптора Б. И. Орловского. Идея торжества русского оружия нашла воплощение в созданном К. И. Росси величественном здании Главного штаба с его знаменитой двойной триумфальной аркой, увенчанной колесницей Победы. В Москве на Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому работы И. П. Мартоса, также олицетворявший героизм русского народа в борьбе за независимость своей Родины. Памятник создавался на средства, собранные по подписке вскоре после Отечественной войны, и воспринимался современниками как символ национального величия и патриотической гордости.
События 1812 г. оказались запечатленными в карикатурах И. И. Теребенева и серии медальонов Ф. II. Толстого, получивших очень широкое распространение. Портреты военачальников кутузовской армии были собраны позднее в устроенной К. И. Росси «Галерее 1812 года» в Зимнем дворце. | |
Просмотров: 13332 | |