«Союз благоденствия» (1818—1821 гг.). Новое тайное общество «Союз благоденствия» был основан в Москве в начале 1818 г. Царский двор еще в 1817 г. переехал на длительное время из Петербурга в Москву по случаю закладки на Воробьевых горах памятника в честь Отечественной войны 1812 г. Для сопровождения двора гвардия двинулась из Петербурга в древнюю столицу, а в рядах двух сводных полков ее прибыли и все основные участники первого тайного общества.
Полковник Александр Муравьев получил квартиру в «шефском корпусе» Хамовнических казарм. Тут и родилось на бурных конспиративных заседаниях гвардейской офицерской молодежи, в жарких спорах новое тайное общество «Союз благоденствия» — благоденствия будущей революционной России. Мемориальная доска, поставленная на здании казарм уже в советское время, напоминает нам об этом историческом событии.
«Союз благоденствия» попытался яснее определить программу и «средства» борьбы и овладеть той основной силой, которая в соответствии с мировоззрением декабристов двигала историей. Это была, по их убеждению, «сила общественного мнения». Именно оно — так полагали они — правит миром; оно свергло старый режим во Франции и развязало Великую Французскую революцию. Оно — первопричина всех переворотов в мировой истории. Вольтер считал общественное мнение «королевой мира». Положение «миром правят мнения» воспринималось в то время как последний вывод науки. Французская революция даже учредила «Праздник общественного мнения». Французский историограф Шарль Дюкло еще до революции полагал, что «общественное мнение рано или поздно опрокидывает любой деспотизм».
Ученики философов-просветителей XVIII в., внимательные читатели А. Н. Радищева, французской политической литературы своего времени — декабристы придерживались идеалистических взглядов на развитие мировой истории. Однако если мы сопоставим их воззрения с прежними идеалистическими положениями старых школ, с мнениями, принятыми в тогдашней официальной науке, то заметим существенную разницу. Старые дворянские историки и в те годы считали, что миром правит бог. История развивается якобы по высшим божественным предначертаниям. Человек слаб и ничтожен, он не имеет силы воздействовать на ход исторических событий. Бог правит миром через царей и королей, через целую армию их слуг, выполняющих приказания высшей власти. «Несть бо власти, аще не от бога» — учила христианская церковь. Воззрения философов-просветителей были передовыми по сравнению с религиозной философией. Как-никак, а положение «миром правят мнения» утверждало человеческую, а не божественную роль в развитии исторического процесса. П. И. Пестель — один из авторов новой программы и устава декабристов — полагал, что феодальная аристократия «общим мнением всегда потрясена быть может»'.
Создание «общего мнения» против крепостного права и самодержавия — вот основная работа по подготовке революционного переворота в России, вот чем нужно заниматься тайному обществу, полагали в то время декабристы. Самую революцию декабристы в соответствии с их воззрениями на ход исторических событий называли «всеобщим развержением умов». Прежде всего организация должна была сильно вырасти численно. Нужны новые члены, многочисленные активные участники борьбы — с 30 человеками ничего не сделаешь. Это была первая задача. Далее, для овладения общественным мнением — этой решающей силой — тайный «Союз благоденствия» должен был, по планам декабристов, обрасти целой сетью явных, легальных организаций и руководить ими втайне. Было запроектировано создание литературных, научных, педагогических, хозяйственных обществ, женских организаций и кружков молодежи. Предполагалось издание журнала «Россиянин XIX века». Купили литографский станок для печатания материалов тайного общества, подлежащих распространению, но, правда, не сладили с его техникой, тогда крайне несовершенной. Число членов тайного общества действительно увеличилось: оно превысило 200 человек. Передовая молодежь повсюду смело выступала против старых, отживших форм жизни, тормозивших движение страны вперед. Она всюду смело заявляла «слово истины», как говорил декабрист Якушкин, и «гремела» в гостиных, театрах и клубах против Аракчеева, крепостного права, палок и военных поселений. Грибоедовский Чацкий, произносящий жаркие речи в защиту «свободной жизни»,— живая фигура того времени.
Чье же «общественное мнение» предполагалось организовать? Только ли дворянское? Новые программы и устав тайного общества (переплетенные в зеленый переплет и известные поэтому среди декабристов под названием «Зеленой книги») дают на это точный ответ: нет, не только дворянское, а мнение разных сословий. В отличие от статута «Союза спасения» документ этот дошел до нас, и мы можем прочитать в нем: «Союз не взирает на различия состояний и сословий: все те из российских граждан, дворяне, духовные, купцы, мещане и вольные люди, кои... исповедуют христианскую веру и имеют не менее 18 лет от роду, приемлются в Союз благоденствия» '. Как видим, новый устав ставил религиозное ограничение и молчал о крепостных, проявляя тут ограниченность дворянского революционного мировоззрения, но многие сословные перегородки во внимание не принимались.
Любой член «Союза благоденствия» должен был записаться по какой-либо его «отрасли»: первая из них — «человеколюбия» — требовала участия членов во всех существовавших тогда в России благотворительных обществах и создания новых: для устройства на работу безработных, поддержки крепостных крестьян и защиты их от жестоких помещиков. Отрасль «образования» требовала проникновения членов тайного общества в школу и все просветительные учреждения, овладения ими, создания и тут «общего мнения» и тайного направления всего дела просвещения, включая книгоиздательство, к целям общества. То же самое овладение «общим мнением» рекомендовалось в отраслях «правосудия» и «общественного хозяйства».
Вся идейная жизнь огромной империи должна была быть охвачена деятельностью тайной организации, ее агитацией и пропагандой. И, наконец, когда «общественное мнение» против крепостничества и самодержавия будет в стране создано (декабристы отводили на это 10 лет), тогда наступит время революции, основной силой которой будут убежденные новаторы. Они выберут тогда «главу» революционного действия и совершат государственный переворот. Не будет никаких «ужасов» Французской революции, ведь множество сторонников будет заранее «нечувствительно» завоевано, переворот будет праздничным, всеобщим... Рухнет самодержавие, заменившись народным представительным правлением, отменится крепостное право... Такова была утопия членов «Союза благоденствия». Новая программа и новые «способы действия» Сама обстановка в России в то время содействовала усиленно]! работе мысли, толкала на поиски новых решений. Движение декабристов формировалось и созревало в годы, отмеченные нарастанием массового крестьянского движения.
Если обстановка в России того времени носила начальные признаки слагающейся революционной ситуации, то в Западной Европе дело шло много дальше — весь юг Европы был охвачен к тому времени революционным движением. Революционная армия, руководимая вождями из офицерства, почти повсеместно оказывалась решающей силой победы. Декабристам — военным людям — было над чем задуматься. Они с восторгом следили за нарастающей революционной волной и приветствовали революционные завоевания. «Слава тебе, славная армия гишпанская! Слава гишпанскому народу!» — писал в своем дневнике член «Союза благоденствия» декабрист Николай Тургенев. В испанских событиях есть нечто, «близко нас касающееся», писали декабристам их друзья. «Нюхайте гиш-панского табаку и чихайте громче, как можно громче»,— в шутливо-конспиративной форме писал молодой Пушкин своим декабристским друзьям. Как раз в те годы поэт был сослан царем на юг, в Кишинев, и оказался совсем близко от революционных событий, бушевавших недалеко от русских границ.
В этой обстановке быстро созревали более радикальные решения. История, казалось, не давала отсрочки и была беспощадна к отстающим. В 1820 г. в Петербурге на квартире члена «Союза благоденствия» Федора Глинки собралось совещание «Коренной управы» Союза, пересмотревшее политическую программу тайного общества. В условиях растущего крестьянского движения в стране и революционного оживления в Западной Европе старая конституционно-монархическая программа «Союза спасения» перестала казаться удовлетворительной. Взгляды становились радикальными, общество дворян-революционеров явно «левело». В этой обстановке совещание на квартире Федора Глинки приняло решение о преимуществе республиканского правления над конституционно-монархическим. Блестящий доклад П. И. Пестеля на тему о том, какое правление надлежит предпочесть, кончился единодушным поименным голосованием в пользу республики. За изменением программы последовал и вопрос о тактике, о «способах действия». В обстановке нарастающего революционного напряжения казалось невозможным десятилетиями постепенно «формировать» общественное мнение. Надо было выступать не откладывая, действовать решительным ударом, опереться на армию, с которой декабристы были тесно связаны. Революционные Испания, Неаполь, восставшая Греция давали тому пример. Сильное движение революционной мысли выражено в динамической истории второй декабристской организации. За трехлетие (1818—1821 гг.), начав с установки на формирование общественного мнения и конституционно-монархической программы, «Союз благоденствия» пришел к республиканской программе и замыслу активного военного переворота под руководством революционных вождей.
В 1821 г. новый съезд «Союза благоденствия» в Москве объявил второе декабристское общество ликвидированным. Под прикрытием этого решения руководители хотели отсеять колеблющихся и организовать новое тайное общество, способное к решительному выступлению. Некоторые более умеренные элементы в свою очередь желали использовать новое преобразование для того, чтобы избавиться от некоторых радикалов и особенно «горячих» голов, которые, как представлялось им, заходили слишком далеко. Решительных действий и подготовки открытого выступления требовала и Кишиневская управа «Союза благоденствия», возглавленная героем 1812 г. Михаилом Орловым. Он вместе со своим другом Владимиром Раевским смело развернул в войсках революционную пропаганду и считал, что настало время военного выступления; старые формы общества мешали его планам. Новое решение о ликвидации общества хотели, таким образом, использовать и радикалы, а более умеренные элементы. В этой сложной обстановке и родились два новых декабристских общества — Южное и Северное. | |
Просмотров: 5971 | |