Восстание декабристов на юге Восстание 14 декабря в Петербурге послужило сигналом к восстанию на юге. Пестель не смог принять в нем участия. Его арестовали еще утром 13 декабря, а 26 декабря уже увезли на допрос в Петербург. Подполковник Черниговского пехотного полка, руководитель Васильковской управы Южного общества Сергей Муравьев-Апостол, выработавший вместе с Трубецким план совместного выступления Северного и Южного обществ, не изменил делу и сдержал слово. 25 декабря он узнал о петербургском восстании. Эта весть застала его в Житомире. На пути в Васильков, где стоял его Черниговский полк, С. Муравьев-Апос-тол был арестован. Но члены Общества соединенных славян — в тот момент Славянской управы Южного общества — офицеры Сухинов, Щепилла, Кузьмин и Соловьев с помощью солдат освободили его из-под ареста и настояли на необходимости начать восстание. С. Муравьев-Апостол возглавил его вместе с М. Бестужевым-Рюминым, вскоре к нему присоединившимся. Черниговский полк выступает Восстание Черниговского полка началось утром 29 декабря 1825 г. и длилось до 3 января 1826 г. Первой восстала 5-я рота полка, стоявшая в деревне Трилесы. Отсюда она двинулась в деревню Ковалевку, где соединилась с двумя другими ротами. Утром 30 декабря Сергей Муравьев-Апостол во главе восставших вступил в Васильков, где восставшие подразделения соединились с основной массой полка. Васильков оказался во власти восставших.
Тут перед фронтом Черниговского полка и собравшимися жителями города полковой священник прочитал солдатам составленный С. Муравьевым-Апостолом революционный «катехизис». Это был замечательный документ движения декабристов, адресованный к солдатской массе. В нем ярко выражен резкий протест против самодержавия. В соответствии с особенностями тогдашней революционной идеологии он разоблачал самодержавие, используя религию. Вот некоторые вопросы и ответы из этого «катехизиса»:
«Вопрос: Какое правление сходно с законом Божиим?
Ответ: Такое, где нет царей. Бог создал всех нас равными, и, сошедши на Землю, избрал апостолов из простого Народа, а не из знатных и царей. Вопрос: Стало быть, бог не любит царей? Ответ: Нет. Они прокляты суть от него, яко притеснители народа...». Революционный «катехизис» ярко свидетельствует о республиканской идеологии восстания. Быть счастливым и свободным русскому народу препятствует именно самодержавие, утверждал «катехизис». Цари — тираны и мучители народа, они «похитили» у народа свободу. Лишь то правление соответствует «закону божию», где нет царей. «Катехизис» утверждал природное равенство всех людей («Бог создал всех нас равными»).
Полностью соответствуют «катехизису» и два других идейных документа южного восстания декабристов — написанные рукой Бестужева-Рюмина прокламации «К народу» и «К войску». Первая из них поясняла смысл восстания («Мы сбросили с себя узы рабства, противные закону христианскому. Отныне Россия свободна»2). Правление народное должно заменить свергнутое самодержавие. Прокламация к солдатам объявляла их свободными от присяги царю. Вечером 31 декаЬря восставший Черниговский полк пришел в село Мотовиловку, намереваясь оттуда двинуться к Житомиру на соединение с расположенными вокруг него воинскими частями, в которых вели работу члены Общества соединенных славян. Но, получив известие, что 17-й егерский полк, находившийся в местечке Белая Церковь, склонен присоединиться к восстанию, черниговцы 2 января двинулись из Мотовиловки к Белой Церкви. Однако, дойдя до местечка Пологи, находящегося в 15 верстах от Белой Церкви, они узнали, что 17-й егерский полк уже выведен предусмотрительным начальством из Белой Церкви и двинут в обратном направлении — на Сквиру. Соединиться с ним черниговцам не удалось. Из Пологов они вновь повернули к западу и двинулись опять по направлению к Трилесам и Ковалевке, чтобы далее идти на соединение с полками, в которых служили члены Общества соединенных славян. Разгром восстания Но было уже поздно. января 1826 г. вблизи упомянутых деревень черниговцы столкнулись с отрядом генерала Гейсмара, который был выслан для подавления восстания. Гейсмар открыл по восставшим стрельбу картечью. В рядах восставших падали раненые и убитые. С. Муравьев-Апостол, раненный в голову, был арестован, такая же участь постигла Бестужева-Рюмина — оба были взяты с оружием в руках. Активный участник восстания, член Славянского общества Щепилла был убит, Кузьмин ранен и тоже арестован. Сухинов бежал вместе с некоторыми солдатами, но вскоре был пойман. Брат С. Муравьева-Апостола Ипполит застрелился. Раненый Кузьмин перед арестом сумел спрятать пистолет в рукаве шинели и покончил с собой в ближайшей корчме, куда привели его под конвоем.
Так кончилось восстание Черниговского полка. Как и петербургское восстание, оно не опиралось на народные массы и было подавлено. Но оно также было открытым вооруженным выступлением против царизма и крепостного строя, первой политически сознательной попыткой русских людей силой сокрушить крепостное право и самодержавие.
| |
Просмотров: 671 | |