Проекты государственных реформ Николая I после восстания декабристов

Проекты государственных реформ Николая I после восстания декабристов

Одновременно в недрах бюрократических канцелярий шла подготовка законов, которые должны были покончить с наиболее вопиющими злоупотреблениями и приспособить административный механизм к усложнявшимся требованиям жизни. Сам Николай I в первые годы своего царствования плохо разбирался в политических вопросах. На следствии декабристы высказали царю немало печальных истин о положении империи. Николай приказал делопроизводителю следственного комитета А. Д. Боровкову составить сводку из этих критических суждений и пользовался ею как справочным пособием.

После восстания 1825 г. начали поступать всеподданнейшие записки, составленные дворянами различного общественного положения, начиная от крупных аристократов и кончая мелкими чиновниками; в записках давалась критика существующего положения и предлагались проекты желаемых изменений.

Наиболее реакционные крепостники требовали сохранения в неприкосновенности дворянских прав над крестьянами и отмены административных реформ Александра I. Более осторожные противники революции убеждали идти в противоположную сторону — начать постепенное смягчение крепостного права и, не посягая на самодержавную власть, осторожно преобразовать правительственный и судебный аппарат, придав ему организационную стройность и обеспечив законность его действий. Представители второго, умеренного течения ссылались на грядущую опасность крестьянского бунта и на разъедающие государство должностные злоупотребления. Безболезненным и мирным путем они надеялись вывести дворянское государство из состояния усиливающегося кризиса. Во главе этих сторонников осторожной реформы стояли наиболее сведущие и опытные бюрократы предшествующего царствования М. М. Сперанский и В. П. Кочубей. Николай I решил последовать их совету. 6 декабря 1826 г. был образован секретный комитет из нескольких доверенных лиц под председательством В. П. Кочубея и при участии М. М. Сперанского. Комитет должен был пересмотреть все бумаги, оставшиеся от Александра I, обсудить все накопившиеся проекты и, обозрев положение государства, представить свои соображения о необходимых политических переменах.

 

 

«Комитет 6 декабря 1826 г.» работал непрерывно в течение трех лет. Поддерживая постоянную связь с царем, он подготовил, главным образом усилиями М. М. Сперанского, проект общей административной и сословной реформы. Сперанский в 20—30-х годах был уже иным, чем раньше: после пережитой ссылки в обстановке усилившейся реакции он не осмеливался ставить вопрос о представительных учреждениях. Но Сперанский по-прежнему жил иллюзией о совместимости царского самодержавия и буржуазной законности; он употреблял всю силу своего ума и юридических знаний, чтобы примирить традиционные начала феодальной империи с новыми потребностями экономического развития.

 

Самодержавие и крепостное право сохранялись в проекте «Комитета 6 декабря 1826 г.» как незыблемые устои. Сословная иерархия приобретала еще более развитую и резко выраженную форму. Дворянство могло приобретаться только по праву рождения и в силу высочайшего пожалования. Выдвинувшиеся на государственной службе должны были составить новое сословие «чиновных граждан». Низшие чиновники, крупные капиталисты, лица, окончившие университеты, опытные художники входили в сословие «именитых граждан». Менее крупные торговцы и промышленники вместе с начинающими художниками должны были образовать сословие «почетных граждан». Все три категории «граждан» освобождались от подушного оклада, от рекрутского набора и от телесного наказания («чиновные» и «именитые»— потомственно, «почетные» — лично). Это нововведение санкционировало рост буржуазных прослоек, вводило их в сословные рамки и в то же время «очищало» дворянство от инородных, притекающих в него элементов. Той же задаче укрепления и очищения высшего сословия служило запрещение дворянам раздроблять крепостные села и деревни при продаже, залоге и наследовании. Эта мера должна была предотвратить «засорение» дворянского сословия мелкопоместными разоряющимися владельцами.

 

Сохраняя и усиливая сословное разделение общества, «Комитет 6 декабря 1826 г.» делал небольшой шаг в сторону смягчения крепостного права: он запрещал перевод крестьян в дворовые и отчуждение крепостных без земли, т. е. стремился освободить институт феодальной зависимости от примеси рабовладельческих отношений. Кроме того, создавалось новое сословие «вольноотпущенных земледельцев», в которое зачислялись крестьяне, добровольно освобожденные помещиками, с землей и без земли.

 

Наряду с проектом сословной реформы намечалось преобразование центрального и местного управления. В основу этого предложения был положен буржуазный принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной. Государственный совет освобождался от загромождавшей его груды административных и судебных дел и становился прежде всего органом для обсуждения подготовленных законопроектов. Сенат разделялся на два самостоятельных учреждения: «Сенат правительствующий», состоящий из всех министров, верховный орган государственного управления, и «Сенат судебный» — высший орган государственной юстиции. Тот же принцип разделения властей пронизывал предполагаемую систему местных учреждений — губернских, уездных, волостных и сельских. Усиливая в них коллегиальное начало и допуская в низших (волостных и сельских) инстанциях выборные должности, «Комитет 6 декабря 1826 г.» рукой М. М. Сперанского пытался поставить преграду для произвола и злоупотреблений местных чиновников. Чины, установленные петровской «Табелью о рангах», утрачивали самостоятельное значение и становились внешним придатком занимаемой должности.

 

По мнению «Комитета 6 декабря 1826 г.», предлагаемое преобразование заключалось «не в полном изменении существующего порядка управления, но в его усовершении, посредством некоторых частных перемен и дополнений, соответствующих истинным нуждам государства» *. Это была робкая попытка, не задевая существа феодально-крепостнической системы, приспособить ее к развивающимся буржуазным отношениям. На заседаниях Государственного совета снова ожили старые споры о допустимости подобных преобразований. Реакционные крепостники возражали против каких бы то ни было изменений. Николай I начал колебаться. В этот момент произошли события, которые повергли в панику и самого царя, и членов «Комитета 6 декабря 1826 г.», и все крепостнически настроенное дворянство.

Категория: История | Добавил: fantast (30.08.2018)
Просмотров: 3183 | Рейтинг: 4.3/3