Литературное общество 11-го нумера

Литературное общество 11-го нумера

Рассмотрев и утвердив донесение экзаменаторов, правление Московского императорского университета 30 сентября 1829 г. признало Виссариона Григорьевича Белинского «достойным к слушанию профессорских лекций...» 1 Университетское начальство не могло, конечно, предполагать, что 11-я комната студенческого общежития, в которой был поселен казеннокоштный студент словесного отделения Московского университета Белинский, станет вскоре одним из центров идейной жизни московского студенчества. Предшественник «полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении» 2, сын штаб-лекаря В. Г. Белинский провел свое детство в тяжелых материальных и нравственных условиях. Сначала уездное училище, затем с 1825 по 1828 г. учеба в Пензенской гимназии завершили его первоначальное образование. Уже в гимназии Белинский обнаружил страстную любовь к литературе. В поэзии Пушкина и Рылеева он находил мысли и чувства, глубоко созвучные его собственным устремлениям. Суровая и полная лишений жизнь в годы учебы в гимназии, тесное общение с представителями складывающейся новой разночинской интеллигенции — семинаристами — вот те условия и та среда, в которых развивались философские и литературные интересы Белинского, закладывалась основа его демократической идеологии. Юношу Белинского отличали самостоятельность мысли, критическое и вдумчивое отношение к той массе идей, которые он черпал из чтения журналов, из знакомства с философской и политической жизнью Запада. В 17 лет, приняв решение поступить в Московский университет, он оставляет гимназию.

 

Товарищами молодого Белинского по комнате университетского общежития были такие же, как и он, разночинцы, выходцы из среды сельского духовенства и мелкого служилого люда. Совершенно естественно, что все они и составили кружок «Литературное общество 11-го нумера». Его участники увлекались историей, философией и особенно литературой. Их советы и критика помогли Белинскому при работе над драмой «Дмитрий Калинин», которую он завершил в конце 1830 г. в обстановке народных движений, так волновавших передовую общественность России. Пьеса Белинского как бы сконцентрировала в себе идейные устремления группировавшегося вокруг него кружка. Это был гневный протест против крепостничества, попирающего и губящего человеческую личность, это было страстное утверждение прав угнетенного человека- Глубокий гуманизм и пафос отрицания существующих общественных отношений пронизывали это юношеское произведение молодого автора. В Московском цензурном комитете, куда он представил свою рукопись в надежде получить разрешение на ее издание, драма «Дмитрий Калинин» была охарактеризована как «противная религии, нравственности и российским законам».

 

27 сентября 1832 г. Белинский был исключен из университета с позорной для ее авторов формулировкой: «По ограниченности способностей». Это был акт политической расправы с опасным студентом, уже давно бывшим на учете у начальства за деятельное участие в общественной жизни университета.

 

Студенческие кружки в Московском университете отнюдь не были изолированными организациями. Это со всей очевидностью подтверждается взаимоотношениями членов «Литературного общества 11-го нумера» с революционно настроенными студен-тами-поляками.

 

Связующим звеном между «Литературным обществом 11-го нумера» и польской революционной молодежью был участпик общества И. С. Савинич. Черев него в 1831 г. с Белинским сблизился поляк, студент первого курса словесного отделения Фаддей Заблоцкий. Совместно с Заблоцким Савинич учредил тайное польское «Общество любителей отечественной словесности», установив связи с пленными польскими офицерами и студентом-медиком Гаспаром Шенявским. Арест Шенявекого по обвинению «в намерении учинить побег в Польшу для присоединения к мятежникам и в подговоре к тому офицеров» 1 повлек в свою очередь арест в июне 1831 г. нескольких проживавших в Москве поляков, связанных с университетом. Тогда же последовал донос студента Полонника о существовании в Московском университете другого общества, связанного с арестованными поляками. Так жандармы узнали о новом студенческом кружке, возникшем независимо от «Литературного общества 11-го нумера» и польской группы.

Категория: История | Добавил: fantast (11.09.2018)
Просмотров: 5008 | Рейтинг: 0.0/0