Политика царизма в Армении в 19 веке в России Большой интерес представляет эволюция политики царизма в Армении. Царская дипломатия старалась использовать в своих целях национально-освободительную борьбу армянского народа против иранских и турецких завоевателей, расчленивших еще в средние века исконные армянские земли. Поэтому, когда в результате Туркманчайского мира с Ираном территория Восточной Армении в 1828 г. отошла к России, царское правительство открыло доступ туда армянским переселенцам из Ирана и Турции и всячески старалось показать, что оно и впредь будет оказывать помощь армянскому народу в его борьбе за освобождение от чужеземного ига. Именно в целях привлечения симпатий населения Западной Армении, оставшейся под турецким владычеством, царизм осуществлял первоначально в Восточной Армении более осторожную и гибкую политику, чем в других частях Закавказья.
Еще в ходе русско-иранской войны в освобожденной русскими войсками Эривани было создано в 1827 г. Временное Областное правление, в состав которого, помимо царских военачальников, был введен армянский епископ Нерсес Аштаракский. После войны, в 1828 г., территория упраздненных Эриванского и Нахичеванского ханств получила статут Армянской области. При этом было сохранено Областное правление, а начальником области назначен сначала генерал А. Г. Чавчавадзе, грузинский князь по происхождению, а через два года — генерал В. О. Бебутов, происходивший из армянского княжеского рода. Во всем этом нетрудно уловить демагогические приемы.
Преследуя определенные политические выгоды, царское правительство даже отказалось на время от некоторой части податных поступлений. Натуральные и денежные подати с армянских крестьян были уменьшены вдвое по сравнению с тем, что они платили шаху и эриванскому сардару. Главнокомандующий русскими войсками барон Г. В. Розен откровенно заявлял, что сокращением податей и отменой некоторых косвенных налогов правительство хотело «дать почувствовать новым подданным милостивое внимание государя императора к их положению».
Одновременно особым «Положением об управлении армяно-григорианской церкви», изданным в 1836 г., царизм закрепил за ней ее земельные владения с населявшими их крестьянами. Это сблизило царскую администрацию с высшим армянским духовенством Эчмиадзина, имевшим большое влияние на все слои местного населения.
Обращение в казну обширных имений эриванского сардара и его сторонников, бежавших в Иран, сделало царизм крупным феодальным собственником и в пределах Армянской области. Исходя из фискальных потребностей, было решено увеличить податное обложение государственных крестьян. С 1836 г. была введена новая система взимания податей. В основу ее легли твердые оклады обложения крестьянских хозяйств, не зависевшие от величины собранного урожая. Тем самым казне был гарантирован устойчивый доход, но крестьяне в случае неурожая неизбежно обрекались на тяжкие лишения. В результате проведенной налоговой реформы общая сумма податей по Армянской области возросла на 87% (с 120 тыс. руб. в 1831 г. до 225 тыс. руб. в 1837 г.) '.
Вместе с тем все более стала обнажаться великодержавная направленность политики царизма. Власть начальника области была значительно усилена за счет резкого ограничения прав Областного правления. В 1840 г. Армянская область вовсе была ликвидирована, а ее территория сначала была включена в Грузино-Имеретинскую губернию, а с 1849 г. составила особую Эри-ванскую губернию.
Как и на все Закавказье, царское правительство смотрело на Армению как на сырьевую базу российской промышленности и поэтому поощряло возделывание там хлопка, шелка, табака. Одностороннее развитие этих отраслей сельского хозяйства без промышленной переработки сырья на месте придавало экономике Армении колониальный облик. | |
Просмотров: 766 | |