Наступление царизма на польскую автономию в 19 веке Когда но решению Венского конгресса в 1815 г. к России отошла большая часть герцогства Варшавского, Александр I провозгласил себя «королем польским» и предоставил польской шляхте «конституционную хартию». Формально эта конституция была достаточно либеральной но сравнению с другими конституционными документами того времени, известными в Европе. Она провозглашала неприкосновенность личности, независимость суда, свободу печати, предоставляла шляхтичам-соб-ственникам и богатым горожанам право выбора депутатов сейма. Правительственную власть осуществлял Административный совет, состоявший из министров-ноляков с царским наместником во главе. На местах действовали выборные воеводские советы. Во всех учреждениях официальным признавался польский язык. Католическая религия была объявлена пользующейся «особым покровительством правительства».
Царизм оставил в силе декрет 1807 г., упразднивший в герцогстве Варшавском крепостное право и предоставивший крестьянам личную свободу с оставлением всей земли в собственности помещиков. Сохранилось и гражданское законодательство, введенное в герцогстве Варшавском в 1808 г. по образцу кодекса Наполеона I, этого классического свода «законов буржуазного общества» ‘.
При открытии польского сейма в 1818 г. Александр I произнес речь, в которой призывал его депутатов явить «великий пример Европе» и доказать всем превосходство «законосвободных» учреждений. Эти либеральные фразы императора вызвали беспокойство среди петербургских сановников. Некоторые из них не сразу уяснили демагогический характер варшавской речи, предназначенной, как правильно оценил А. А. Аракчеев, «для заграничных газет».
Стремясь превратить помещиков в главную свою опору в пределах присоединенной к империи территории Царства Польского, царизм не только принуждал польских крестьян к исполнению барщинных и иных повинностей в пользу землевладельческой шляхты, но и оказывал ей широкую экономическую помощь. Многие шляхетские хозяйства — фольварки — хирели, были опутаны долговыми обязательствами. Правительство объявило мораторий (отсрочку) на уплату помещиками своих долгов, учредило земское кредитное общество, расширило права арендаторов казенных имений.
Однако с течением времени автономные начала, провозглашенные польской конституцией, стали ущемляться. Своим наместником в Польше Александр I назначил безвольного и покорного генерала Иосифа Зайончека, но фактически царя представлял в Варшаве его брат — вел. кн. Константин Павлович, занимавший пост главнокомандующего польским войском. Вспыльчивый и резкий, склонный к деспотизму, он увлекался военной муштрой и не скрывал своего иронического и даже откровенно пренебрежительного отношения к либеральным затеям своего старшего брата. Женитьба на польской графине Иоанне Грудзинской не сблизила вел. кн. Константина Павловича с местной знатью и шляхетской интеллигенцией. Убежденным противником польской конституции был также назначенный комиссаром при Административном совете сенатор Н. Н. Новосильцов.
В первый раз польский сейм был созван в 1818 г., вторично — в 1820 г., а в третий раз — только в 1825 г. Правительство в сущности не несло перед сеймом никакой ответственности. Те из министров, которые проявляли самостоятельность и не угодничали перед русским царизмом, вынуждены были уходить в отставку. Среди них оказались популярные среди польской шляхты министры: финансов — Тадеуш Матушевич, военный — Юзеф Вельгорский, просвещения — Станислав Потоцкий. Сменивший Потоцкого мракобес Грабовский в угоду царизму стал поощрять закрытие польских школ и преследовать прогрессивную польскую прессу. Была введена строгая цензура. Две известные своими либеральными высказываниями газеты были закрыты.
Подчинявшаяся вел. кн. Константину Павловичу и Ново-сильцову тайная полиция установила слежку за деятельностью передовой польской интеллигенции. В 1822 г. были арестованы и преданы военному суду организаторы нелегального «Патриотического общества» во главе с Валерьяном Лукасиньским. По приказу царя его бросили в каземат Шлиссельбургской крепости, откуда он уже не вышел. Пробыв за решеткой свыше 45 лет, Лукасиньский так и умер на тюремной койке. Гонениям подвергались и другие общественные и культурные деятели. Известный польский ученый-историк Иоахим Лелевель был отстранен от преподавания, знаменитый польский поэт Адам Мицкевич выслан в Россию.
Так, не считаясь с собственными обещаниями, Александр I нарушал конституционные и автономные права поляков. Его брат и преемник Николай I действовал в этом направлении еще более грубо и беззастенчиво. | |
Просмотров: 622 | |