Особенности колониального режима в Азербайджане в 19 веке в России Тех же принципов, какими он руководствовался в Грузии, царизм придерживался и в Азербайджане. Правда, он не мог не считаться здесь с такими явлениями, как преобладание мусульманского населения, отсутствие юридически оформленной крепостной зависимости, наличие проиранских элементов среди феодалов и высшего духовенства. Некоторые азербайджанские ханства (Ганджинское, Бакинское и Кубинское) были ликвидированы еще в 1804—1806 гг. в ходе присоединения Восточного Закавказья к России. Шейх-Али — хан Кубинский — ушел в горы и долго боролся за восстановление своей власти.
Остальные ханы временно удержались в своих владениях, признав себя вассалами русского царя. Однако ввиду назревавшей войны с Ираном главнокомандующий русскими войсками на Кавказе генерал А. П. Ермолов счел опасным оставлять у себя в тылу автономные ханства и добился ликвидации их: в 1819 г,— Шекинского, в 1820 г.— Ширванского, в 1822 г.— Карабахского, в 1826 г.— Талышского.
Вместо упраздненных ханств в Азербайджане было образовано шесть «мусульманских провинций» и два округа (Елиса-ветпольский и Джаро-Белоканский). Ликвидация ханств способствовала изживанию феодальной раздробленности, однако во главе созданных провинций были поставлены коменданты из русских офицеров. Располагая по существу ничем не ограниченной властью, они фактически единолично управляли подвластным населением, творя суд и расправу по своему усмотрению.
Сами царские сановники не могли скрыть того, что комендантское управление представляло собой сочетание режима военной оккупации и азиатского деспотизма, об этом прямо писали ревизовавшие край сенаторы Е. И. Мечников и П. И. Кутай-сов в 1830 г.1
Деятельность чинов царской администрации в Азербайджане убедительно показывает, что колониальная эксплуатация коренного населения принимала там столь грубые формы, что по сути дела почти не отличалась от прямого военного грабежа.
Тягостные для народа феодальные отношения с сильными пережитками патриархальщины продолжали господствовать л Азербайджане и после присоединения к России. Царское правительство не собиралось изменять их. Напротив, его политика имела целью консервацию этих отживших отношений. В этом царизм был заинтересован не только потому, что искал сближения с местными феодалами, но и в связи с тем, что он сам стал крупнейшим земельным собственником края. В ходе ликвидации ханств были конфискованы и обращены в казну владения тех феодалов, которые проявили враждебное или недостаточно лояльное отношение к новому режиму. Это составляло 3Д всех земельных угодий Азербайджана. Проживавшие на этих землях крестьяне были объявлены «казенными поселянами» и обязаны отбывать повинности в пользу царской казны. Они составили подавляющее большинство крестьянского населения Азербайджана. Заинтересованное в эксплуатации этой массы крестьян феодальными методами, царское правительство твердо придерживалось курса на сохранение и здесь феодального строя. Это стремление усиливалось и тем, что, помимо земельных владений, царизм сосредоточил в своих руках шелковичные сады, караван-сараи, дворцы и хозяйственные строения бывших ханских имений, а также другие доходные статьи.
В то же время, отняв у местных правителей всю полноту политической власти и сосредоточив все нити управления в руках своих ставлснников-комендаптов, русский царизм использовал это положение в целях угнетения не только государственных, но и частновладельческих крестьян и всего трудового населения Азербайджана.
В дальнейшем тяжелая для населения комендантская система в результате административной реформы 1840 г. была отменена, и территория Азербайджана подчинена общеимперским административным порядкам. Вместо провинций и округов была образована Каспийская область, переименованная потом в Шемахинскую губернию. При этом Бакинский и Кубинский уезды были включены в состав Дербентской губернии.
Как и в Грузии, все служебные должности в губернских и уездных учреждениях стали замещаться русскими чиновниками. Более того, с 1841 г. начали отбираться в казну те земли, с которых местные феодалы, беки и агалары, получали доход на основе тиюльного права (т. е. условного держания). Имелось в виду передать затем эти земли русским дворянам. Однако пять лет спустя гр. М. С. Воронцов сумел убедить Николая I в том, что такой политический курс может оказаться в данном случае рискованным. Лишенные своих доходов, беки и агалары легко могли стать орудием враждебных России зарубежных сил, поэтому в 1846 г. все земли, находившиеся в распоряжении местных феодалов к моменту присоединения Азербайджана к России, были признаны их безусловным и наследственным владением. Изданные затем «Поселянские положения» юридически оформили феодальную зависимость крестьян от землевладельцев и предоставили последним полицейско-судебные права в отношении подвластного сельского населения.
После этого беки и агалары не только перестали мечтать о реставрации ханских порядков, но сделались верными слугами и опорой русского царизма. | |
Просмотров: 925 | |