Усиление национального гнёта в 19 веке в России

Усиление национального гнёта в 19 веке в России

Во всех сферах общественно-экономической жизни западных окраин политика царизма имела ярко выраженную великодержавную направленность.

 

Совершенно не считаясь с давно сложившимися этническими границами, царизм грубо перекраивал исконные земли литовцев и белорусов.

 

До XIX в. существовали Белорусская и Литовская губернии. В 1802 г. по новому административному делению территория Белоруссии и Литвы была расчленена на пять губерний: Минскую, Могилевскую, Гродненскую, Витебскую, Виленскую. В 1843 г. Виленская губерния была разделена на две: Виленскую и Ковенскую.

 

Таким образом, даже самые названия — Литва и Белоруссия — оказались стертыми с административно-политической карты империи. В 1840 г. Николай I особым указом запретил употреблять самое слово «Белоруссия». Деятели белорусской культуры подвергались преследованиям. Так, поэт Павел Бах-рым, осуждавший в своих стихах произвол крепостников, был арестован и отдан в солдаты, а его рукописи конфискованы полицией.

 

Того же великодержавного курса придерживалось царское правительство и в отношении Украины. Существовавшая до начала XIX в. Малороссийская губерния была расчленена на Черниговскую и Полтавскую губернии. Позднее Слободско-Украинская губерния была переименована в Харьковскую. И здесь также в названиях губерний исчезла терминология, напоминавшая о национальном своеобразии. При этом все местные административные и судебные учреждения были перестроены по общеимперскому образцу.

 

Проводниками великодержавно-русификаторской политики царизма на Украине при Николае I были прежде всего три генерал-губернатора. Южной Украиной, или «Новороссией», управлял гр. М. С. Воронцов. На Левобережье бесконтрольно хозяйничал кн. Н. А. Долгоруков. Правобережье было подчинено Д. Г. Бибикову, бывшему до того московским вице-губернатором.

 

М. С. Воронцов с барским пренебрежением относился к населению подведомственных ему губерний, был убежденным монархистом и крепостником, хотя и слыл за англомана и отличался внешним лоском, аристократической сдержанностью, склонностью к меценатству. Его дом в Одессе славился не только пышным убранством, но также замечательной библиотекой и уникальной коллекцией гравюр и рукописей. Построенный руками крепостных украинских и русских крестьян, дворец Воронцова в Алупке поражал современников роскошью и красотой архитектурных форм. Осмотрев его, Николай I сказал хозяину: «Ну, брат, ты соперничаешь с царями!»

 

Что касается других двух генерал-губернаторов, то они были типичными выкормышами аракчеевской школы, грубыми солдафонами, не только не скрывавшими своего невежества, но даже кичившимися этим. Т. Г. Шевченко писал о них:

 

Во дни фельдфебеля-царя Капрал Гаврилович Безрукий Да унтер пьяный Долгорукий Украйной правили...

 

Особенно печальную славу снискал себе генерал Д. Г. Бибиков, которого за его пристрастие к военно-полицейским методам поэт называл «капралом». По его распоряжению только русским дворянам было разрешено управлять казенными имениями и замещать должности чиновников в губернских учреждениях. Все делопроизводство Бибиков приказал вести лишь на русском языке. Католическому духовенству он запретил приобретать земельные владения. Польской молодежи не разрешал петь патриотические песни. Все эти меры, направленные к обрусению местного населения, полностью одобрялись правительством. В 1840 г. Николай I выразил Бибикову благодарность за «меры, предпринятые к слиянию западного... края» с остальной империей.

 

С именем Бибикова были связаны и такие русификаторские мероприятия, как изгнание поляков из Киевского университета, замена распространенного с XVI в. в пределах бывшей Речи Посполитой «Литовского статута» общероссийским законодательством и воссоединение униатов с православными. Униатская церковь, признававшая главенство римского папы, но сохранявшая свои обряды и богослужение на родном языке, пользовалась на Правобережной Украине и в Белоруссии значительным влиянием. Добившись воссоединения ее с государственной православной церковью, царизм подчинил униатское духовенство своему контролю. Это ослабляло среди белорусского и украинского населения влияние реакционного католицизма, препятствовавшего развитию национального самосознания народов, которые были связаны кровными братскими узами с русским народом.

 

Особым гонениям подвергала царская администрация евреев, составлявших значительный процент населения западных губерний. После установления в 1796 г. для евреев черты оседлости они не имели права селиться во внутренней России.

 

Изданное в 1804 г. «Положение о евреях» узаконило катальную общину во главе с раввином. Объединяя евреев по религиозному признаку, эта община была ответственной за сбор податей со всех ее членов на основе круговой поруки. Пользуясь катальной системой, богатые евреи старались переложить всю тяжесть податного обложения на малоимущих членов общины. Власти чинили всяческие препятствия поселению евреев в сельских местностях. Они могли проживать в деревнях лишь с согласия помещика.

 

По закону 1827 г., достигших 12-летнего возраста еврейских мальчиков отбирали у родителей и отдавали в школы кантонистов, где их готовили к 20-летней военной службе.

 

Новое «Положение о евреях», изданное в 1835 г., по-прежнему ограничивало еврейскую оседлость и закрепляло существование кагальной системы. Однако в 1844 г. с целью усиления контроля над еврейским населением правительство подчинило городских евреев общему гражданскому управлению, хотя и сохранило при этом для них особый порядок взимания податей по принципу круговой поруки.

 

Категория: История | Добавил: fantast (12.09.2018)
Просмотров: 953 | Рейтинг: 0.0/0