Борьба народов Сибири против колониального гнёта в 19 веке Для народов Сибири в первой половине XIX в. были характерны еще незрелые формы общественного протеста. Патриархальные пережитки и религиозные предрассудки мешали развитию классового самосознания. Нередко местные жители подавали прошения с жалобами на действия отдельных чиновников или старшин и богатеев, продолжая наивно верить в справедливость высших начальников. Так, в Бурятии крестьяне-араты не раз жаловались властям на произвол нойонов, которые захватывали общинные земли и отягощали население незаконными поборами. Более 30 лет буряты, обитавшие в Хорииской степи, вели борьбу против тайши Дымбыла Галсанова и его сына Николая, бессовестно обиравших народ. Многочисленные петиции оставались безрезультатными. Галсанов и его сын находили себе покровителей не только в Иркутске, но и в Петербурге. Однако страх перед растущими народными волнениями вынудил в конце концов царских администраторов отстранить Николая Дымбылова от власти и признать его виновным в присвоении казенных денег и прочих преступлениях.
Иногда протест против угнетателей проявлялся в форме выступлений бунтарей-одиночек. Одним из них был якутский крестьянин Василий Манчары, нападавший на усадьбы богатых тойонов. Другим был Ваули Пиеттомин — вожак ненецко-хантэйской бедноты в Северо-Западной Сибири. Он отбирал у богатеев оленей, смещал ненавистных народу князьков и старшин, призывал соплеменников к отказу от уплаты ясака. В январе 1841 г. Ваули с отрядом в 400 человек подошел к городу Обдорску. Подъехав к юрте князца Тайшина, он вступил с ним в переговоры. Здесь его захватил исправник, устроивший с казаками засаду. Ваули был бит кнутом и сослан на каторгу. Его соратники продолжали в течение ряда лет вести борьбу с царскими колонизаторами и местными богатеями. В этой борьбе крепло единство трудящихся, принадлежавших к ранее враждовавшим между собой народностям. Ненцы и ханты выступали совместно против общего врага. Они оставались верными заветам Ваули Пиеттомина, который начал действовать как бунтарь-одиночка, а кончил тем, что возглавил первое массовое движение своих соплеменников. Тобольский губернатор с тревогой доносил, что Ваули «простер дерзость свою до того, что назвался царем кочующих племен, унизил значение и обессилил власть природных князцов, сменил некоторых утвержденных начальством старшин, запретил народу платить следующий в государственную казну ясак...».
Так, даже на самой далекой окраине Российской империи, в холодной сибирской тундре, появлялись первые признаки освободительной борьбы против царского национально-колониального гнета и местной патриархально-феодальной верхушки. | |
Просмотров: 652 | |