Народные движения в Азербайджане в 19 веке Стихийный протест против колониального произвола нарастал и в соседнем с Грузией Азербайджане. Особенно участились массовые выступления в этой части Закавказья в 30-х годах XIX в.
В 1830 г. царские войска были введены в пограничную с Дагестаном Джаро-Белоканскую область. В связи с сооружением там крепости Новые Закаталы население области было обложено новыми налогами. Создание временного областного правления во главе с царским офицером лишило джарские общины остатков политической самостоятельности. Не прошло и полугода, как вольнолюбивые джарцы восстали. На помощь к ним прибыли отряды дагестанских горцев. Борьба приняла затяжной полупартизанский характер. Только спустя два года царские военачальники принудили джарцев подчиниться новому управлению.
Насилия и вымогательства, чинимые комендантами Та-лышской провинции, были причиной волнений среди населения этой порубежной с Ираном области. Весной 1831 г. здесь появился бежавший за пять лет до того за границу бывший владетель Талыша Мир-Гасан-хан. За короткое время к нему присоединилось до тысячи вооруженных конников. Поскольку они выступали против царских колонизаторов, постольку местное крестьянство поддерживало их. Однако намерение Мир-Гасан-хана восстановить свою власть в Талыше не встретило одобрения со стороны широких масс населения и вскоре крестьяне отвернулись от него.
Потерпев поражение при столкновении с русскими войсками, бывший хан снова бежал в Иран.
Несколько иной характер имело восстание, вспыхнувшее в 1837 г. в Кубинской провинции. Жители ее были доведены до отчаяния жестокостью коменданта — царского полковника Гимбута и его приспешников из числа местных феодалов, являвшихся участковыми начальниками. Тогда кубинские крестьяне избрали своим «ханом» сельского старшину Гаджи-Мамеда и потребовали от царских властей удаления Гимбута и его приближенных. Напуганные размахом движения, в котором приняло участие свыше 12 тыс. крестьян, власти отозвали ненавистных народу администраторов, заменив их другими чиновниками. Однако подати и повинности не были уменьшены. В конце августа крестьяне перешли к активным действиям. Они осадили город Кубу, жители которого поддержали их. Гарнизон заперся в крепости. Повстанцы несколько раз штурмовали ее, но были отражены артиллерийским огнем. Тем временем против восставших крестьян выступили беки соседней Ширванской провинции и два дагестанских хана. Они собрали феодальное ополчение, которое направилось к Кубе, опустошая и подвергая грабежу попутные селения. Повстанцы вынуждены были снять осаду Кубы и отступить в горы, где продолжали борьбу в течение целого года, мужественно и стойко отбиваясь от превосходящих сил своего классового противника.
Царизм и азербайджанские феодалы учинили жестокую расправу над захваченными в плен руководителями восстания. Гаджи-Мамед был отвезен в Баку и там казнен.
Нетрудно заметить, что и в Азербайджане антиколониальным движениям были присущи антифеодальные тенденции. В одних случаях они были выражены слабее, а в других — сильнее. В Кубинском восстании, например, они прослеживаются вполне отчетливо. Это обстоятельство сыграло немалую роль в консолидации восставших. | |
Просмотров: 742 | |