Рост освободительного движения в Грузии в 30-50 годах 19 века Знакомство грузинской дворянской интеллигенции с русской и зарубежной европейской литературой, а также впечатление, какое произвели на нее движение декабристов и польское восстание, привели к тому, что видные общественные деятели Грузии стали еще сильнее критиковать режим колониального гнета, установленный в Закавказье царизмом. В 1832 г. среди грузинских дворян возник заговор. Некоторые его участники добивались восстановления грузинского царства с династией Багратионов. Представители прогрессивного направления в лице С. Додашвили, С. Размад-зе, А. Чавчавадзе и других мечтали об установлении в Грузии конституционно-монархического или республиканского правления. Однако даже левое крыло заговорщиков не выходило из круга идей дворянской революционности и не имело никакой связи с крестьянской массой. Заговор был раскрыт до того, как участники его подготовили вооруженное выступление.
Лучшая часть грузинской дворянской интеллигенции пыталась противопоставить великодержавно-русификаторской политике царизма свою культурно-просветительскую деятельность, направленную на развитие национальной журналистики. Вслед за рукописным журналом, возникшим в тифлисской гимназии, была предпринята попытка издания печатного журнала «Си-натле» («Светоч»), а в 1852 г. вышел в свет первый номер прогрессивного грузинского журнала «Цискари» («Заря»).
Тем временем в Грузии усиливалось крестьянское движение. Помещичьи крестьяне подавали «иски о вольности», отказываясь работать на своих владельцев и требуя перечисления в разряд «казенных поселян». Царские администраторы поддерживали притязания помещиков, против крестьян направлялись карательные отряды.
В 1830 г. в Южную Осетию для усмирения осетинских крестьян, не желавших подчиняться грузинским помещикам, прибыл отряд генерала П. Я. Ренненкампфа. Он пригрозил крестьянам, что истребит их «как врагов общего спокойствия», если они не покорятся. Но крестьяне остались непреклонны: они бросили свои жилища и развернули в лесистых горах партизанскую борьбу. В рядах повстанцев с оружием в руках сражались и женщины. Очевидцы рассказывали, что повстанцы применяли не только огнестрельное оружие, но и сбрасывали с гор камни, которые «увлекали за собою другие камни..., производили на солдат более сильное впечатление, чем град пуль, которыми они были время от времени осыпаемы. Случалось, что большие камни разрывали надвое даже лошадей...» 1
Большие усилия потребовались от регулярных войск и собранного местными князьями феодального ополчения, чтобы сломить героическое сопротивление восставших осетинских крестьян.
В 1841 г. произошло крестьянское восстание в Гурии. Поводом к нему послужила замена натуральных повинностей денежными и слухи о предстоящем будто бы рекрутском наборе. Основная же причина недовольства крестьян заключалась в усилении феодальной эксплуатации и податного гнета, а также необузданном произволе царских чиновников и местных дворян. Численность вооруженных повстанцев превышала 7 тыс. человек. Они овладели несколькими укрепленными пунктами, обезоружив находившихся там солдат и казаков, разбили высланный против них карательный отряд, блокировали административный центр Гурии — Озургети. Спешившие на выручку озургетскому гарнизону феодальные ополчения имеретинских и мегрельских дворян были отброшены восставшими крестьянами. Гурийские помещики в страхе покинули свои усадьбы. Только четыре месяца спустя царским военачальникам с помощью местных феодалов удалось подавить это восстание, направленное против колониального угнетения и крепостнической эксплуатации помещиков. | |
Просмотров: 593 | |