Антикрепостническое движение белорусского крестьянства В 1812 г. Белоруссия, так же как и Литва, была театром военных действий. Многие ее города и селения были разорены и ограблены иноземными захватчиками. После войны посевы сократились наполовину, поголовье скота — на 2/з. Оскудевшая белорусская деревйя долго не могла оправиться от потрясений, вызванных наполеоновским нашествием. Недород стал обычным явлением; на Витебщине неурожаи с 1814 г. повторялись 12 лет подряд.
Тем временем помещики старались восстановить свое хозяйство за счет крепостных крестьян. Барщина (панщина) достигла шести дней в неделю. А бывало и так, что пан выгонял своих «хлопов» в поле и в воскресенье. Отдавая все помещику, крестьяне ничего не могли засыпать в свои амбары. Один офицер, побывавший в Белоруссии, писал: «Пустые дома крестьян, умерших от голода, бледные, иссохшие лица еще живущих наполняют душу ужасом». Другой вспоминал: «И теперь еще пробегает холодный трепет по жилам при воспоминании о виденном мною кусочке хлеба, которым питаются крестьяне Витебской губернии: мука вовсе не вошла в его состав, он состоит из мякины, соломы и еще какой-то травы...»
Помещичьи крестьяне составляли в Белоруссии более половины сельского населения. А помещики в большинстве были польскими шляхтичами. Они не только драли с белорусских крестьян три шкуры, но еще глумились над ними, подвергая их национальному унижению и оскорбляя их религиозные чувства. В сердцах изнуренных тяжким трудом, всегда полуголодных крестьян кипела лютая ненависть к угнетателям. В затерянных среди лесов и болот деревушках они мечтали о привольных просторах, о жизни без панщины. Слушая по ночам вой волков, выходивших из дебрей к самой околице, они обращались к ним: Разорвите тело пана на куски, Разорвите, закопайте за селом...! Так пелось в одной белорусской песне. Надеясь на русского царя, белорусские крестьяне подавали властям «иски о вольности», отказываясь ходить на панщину и выполнять другие повинности в пользу помещиков. Они были упорны и терпеливы. Получив отказ, они подавали новые прошения, когда же царские чиновники пытались схватить «зачинщиков», крестьяне не выдавали их и дрались с солдатами.
Такой случай произошел в 1841 г. в деревне Попсуйки на Витебщине. Вооружившись дубинами и топорами, крестьяне оказали упорное сопротивление пехотному батальону. Солдатам пришлось штурмовать деревню по всем правилам боевого устава. После столкновения подобрали 21 убитого и 24 раненых. Военный суд приговорил 140 крестьян к «прогнанию сквозь строй 500 солдат от 1 до 8 раз». Остальных выпороли розгами.
Отчаявшись найти у царских слуг управу на панов, крестьяне стали покидать родные места в поисках «вольных земель». В 40-х годах XIX в. на дорогах Белоруссии можно было видеть, как толпы крестьян с семьями и жалким своим скарбом двигались по залитым грязью проселкам на юг, надеясь добраться до заднепровских степей, до кавказских предгорий. Они верили слухам о том, что там люди живут, не зная ни панского гнета, ни крепостной неволи. Войска перехватывали дороги и штыками теснили переселенцев назад. Упорствующих арестовывали, подвергали порке. Но крестьяне продолжали стремиться в теплые края в поисках воли. | |
Просмотров: 1230 | |