Восстания военных поселян на Украине в 19 веке Ширилась борьба против крепостного гнета и на Украине. Бурно протестовали государственные крестьяне и казаки против устройства военных поселений.
В 1817 г. поднялись казаки, расселенные по берегам Южного Буга. Спустя два года вспыхнуло восстание военных поселян близ Чугуева на Харьковщине. Против них пришлось двинуть несколько полков с 12 орудиями. Расправу над восставшими прибыл чинить сам Аракчеев. Суду было предано 313 человек, из которых 275 приговорены к наказанию шпицрутенами, многих отправили на каторгу и в ссылку.
Летом 1829 г. на Харьковщине вновь восстали военные поселяне, на этот раз в районе крупного села Шебелинки. Они избрали атаманом Степана Демина, направили послание жителям соседних сел с призывом присоединиться к «общему делу». Несколько эскадронов регулярной кавалерии атаковали повстанцев. 23 пушечных выстрела прогремели над Шебелинкой. Свыше 100 поселян скосили картечь и пули. Среди солдат насчитали 55 раненых.
В 1836 г. восстание опять охватило Левобережье. Украинские казаки с оружием в руках выступили против властей, принявших решение преобразовать их в регулярную кавалерию.
Все эти восстания были направлены не против крепостного гнета вообще, а против насаждавшейся царизмом системы военно-феодальной эксплуатации, наиболее ярким выражением которой были военные поселения.
История антикрепостнического движения на Украине запечатлела славные имена народных мстителей, смело вступавших в единоборство с врагами народа. Особенно успешно действовали они на Правобережье, где жива была память о вольнолюбивом казачестве, о Колиивщине, о подвигах Максима Зализняка и Ивана Гонты. Жил у помещика Пигловского дворовый крестьянин Устим Кармалюк. Не понравился он пану тем, что не хотел быть покорным холопом, низко кланяться, показывать усердие к господской службе. Сдал помещик его в солдаты. А тот не захотел маршировать гусиным шагом да сносить зуботычины и бежал из царской казармы. Было это в 1813 г. И с тех пор почти четверть века вел Кармалюк партизанскую борьбу против подольских помещиков и царской полиции. Около тысячи нападений совершил он со своим отрядом на панские усадьбы, шинки, купеческие лабазы, на проезжавших чиновников. Свыше 2700 крестьян были привлечены к следствию по его делу.
Народ поддерживал Кармалюка. Кто не сражался бок о бок с ним сам, тот отдавал ему коня, кормил, укрывал от полицейских облав. Этой всенародной поддержкой и были сильны Кармалюк и его верные товарищи Данило Хрон, Иван Черноморец и др.
Не раз врагам удавалось схватить Кармалюка. Все познал он — и тюремную камеру, и плети, и сибирскую каторгу. Но стоило ему вырваться на волю — и он возобновлял борьбу против крепостников с новой силой. Овеянное славой имя народного мстителя получило известность на Волыни и Киевщине. Как призыв к восстанию звучало оно в украинских селах, укрепляя в сердцах трудового люда веру в грядущее освобождение. Враги так и не смогли победить Кармалюка в открытом бою. Выстрелом из-за угла сразил его в 1835 г. убийца-шляхтич.
Подобные Кармалюку народные герои действовали и в других областях Украины. С 1825 по 1837 г. наводил ужас на помещиков Харьковщины крестьянский защитник Иван Звона-ренко. | |
Просмотров: 1838 | |