Антиколониальные движения в 30-40-х годов 19 века в Казахстане Несколько иной была обстановка, в которой развертывалось освободительное движение в Казахстане. Русские крестьяне стали переселяться в зауральские степи позднее. Кочевники-казахи по-прежнему занимались скотоводством и оседлых поселений не имели. Переход их султанов и ханов в подданство царской России почти ничего по изменил в общественном быту и хозяйственной деятельности широких масс населения Младшего и Среднего Жузов. Поэтому и народные движения в Казахстане были направлены преимущественно против местных феодалов. С царскими войсками казахи вступали в борьбу лишь в тех случаях, корда те предпринимали карательные экспедиции для наказания вышедших из повиновения подвластных какого-нибудь хана или султана.
В начале XIX в. один из султанов Младшего Жуза, Букей, с разрешения царского правительства переселился со своими подданными на правый берег реки Урал и стал кочевать в Нарын-песках, между Уралом и Волгой. Позднее он был провозглашен ханом. Так возникла Букеевская орда.
Сын Букея Джангир воспитывался в доме астраханского губернатора. Унаследовав от отца ханский престол, он продолжал поддерживать тесные связи с русской военной администрацией соседних районов и приволжским купечеством. Пользуясь поддержкой русских властей, Джангир захватил и обратил в свою собственность 400 тыс. десятин лучших общинных земель. Кроме того, он отводил во владение земли султанам и старшинам. Всего при нем было расхищено 4500 тыс. десятин из общего количества удобных для пастьбы скота 5300 тыс. десятин.
Под влиянием распространявшихся в Букеевской орде товарно-денежных отношений хан и султаны увеличивали размеры податей. Один только хан Джангир собирал со своих подвластных ежегодно до 18 тыс. баранов, 1000 лошадей, 700 верблюдов. Значительную часть собранного скота он продавал русским купцам.
Непосильные поборы и захваты пастбищных земель вызвали массовое недовольство среди трудящихся казахов. Начавшееся движение против феодального произвола возглавили старшина Исатай Тайманов и народный певец (акын) Махамбет Утемисов. Летом 1837 г. Исатай написал прошение оренбургскому генерал-губернатору, в котором изложил жалобы букеевских казахов. 615 человек подписали это прошение. В нем говорилось: «Поставленный над нами хан Джангир Букеев судит нас несправедливо... Притеснения возрастают для нас с каждым днем. Султаны, бии и ходжи, исполнители ханской воли, всюду нас притесняют, безвинно мучают нас побоями, своевольно отнимают у нас собственность нашу...»
Оренбургские власти выслали в степь казачий отряд для поимки Исатая, но он ускользнул от преследования. Вскоре к нему присоединились сотни смелых джигитов, охваченных ненавистью к угнетателям. Разгромив несколько султанских аулов, они поздней осенью осадили ханскую ставку. К этому времени численность вооруженных повстанцев достигла 2 тыс. всадников.
Сопровождавший Исатая акын Махамбет обращался к соплеменникам со страстным призывом свергнуть ненавистного хана: Что толку народу от тронов златых,
Что толку народу от ханов лихих,
Мели для немощных и бедняков Нет справедливости, правды у них...
На выручку Джангиру царские генералы направили казачий отряд с артиллерией. С этого момента повстанцам пришлось действовать не только против местных феодалов, но и против царских вооруженных сил. Оренбургские казаки не раз приходили в замешательство, когда на них стремительно обрушивались конные повстанческие отряды. Однако в решающем бою в урочище Тас-Тюбе в ноябре 1837 г. восставшие потерпели поражение. Они не выдержали картечи царской артиллерии.
Зимой Исатай Тайманов с небольшой группой преданных ему джигитов ушел в глубь степей за реку Урал. Позднее он примкнул к султану Каип-Галию Ишимову, который с помощью хивинского хана вел борьбу за отторжение Младшего Жуза от России, провозгласив себя «ханом западных казахов». К этому времени некоторые казахские феодалы, недовольные ликвидацией ханской власти в Младшем и Среднем Жузах, начали борьбу против русского царизма за восстановление прежних привилегий. Однако их реставраторские лозунги не привлекали широкие массы трудящихся казахов. Отряды враждебных России султанов были немногочисленны. Желая использовать авторитет батыра Исатая, Ишимов поручил ему командование одним из таких отрядов в надежде, что к нему присоединятся тысячи кочевников. Летом 1838 г. Исатай во главе небольшого отряда двинулся на запад, но в первой же схватке с русскими казаками был убит. Вскоре потерпел поражение и Каип-Галий Ишимов, бежавший затем в Хиву.
Недовольство трудящихся казахов колонизаторской политикой царизма пытался использовать один из султанов Среднего Жуза, Кенесары Касымов. Более десятилетия возглавлял он движение за восстановление ханской власти в Северном Казахстане, поддерживая свое влияние методами жестокого террора и утверждая свирепый деспотический режим на захваченных землях. В 1847 г. он покинул пределы Среднего Жуза и ушел далеко на юг, рассчитывая завоевать Киргизию. Однако киргизы оказали ему сопротивление. В одной из схваток Кенесары был захвачен в плен и казнен возненавидевшими его жителями Северной Киргизии.
Как и на других окраинах Российской империи, в антиколониальной борьбе принимали участие различные социальные группы, преследовавшие разные политические цели. Но основной движущей силой широкой народной борьбы и здесь оставались крестьянские массы. Трудящимся казахам приходилось вести борьбу не только против царских колонизаторов, но и против кокандских ханов, захватывавших казахские земли. В 1821 г. до 12 тыс. казахов поднялись против кокандского хана и овладели Чимкентом и Сайрамом. В ответ на это ханские войска в следующем году уничтожили десятки казахских аулов, истребив тысячи жителей, включая женщин и детей. Возглавлявший восставших казахов султан Тентек-торе пошел на сговор с захватчиками и признал власть кокандского хана. | |
Просмотров: 748 | |