Русско-иранская война в 19 веке

Русско-иранская война в 19 веке

С момента получения текста Петербургского протокола все усилия Каннинга были направлены к тому, чтобы как-нибудь помешать реализации его условий и особенно не позволить России воспользоваться возможностью единоличного выступления против Турции. Всячески затягивая переговоры по греческому вопросу, он старался в то же время отвлечь царское правительство другими проблемами, затрагивающими государственные интересы России. Одной из них были русско-иранские отношения.

 

От безопасности границы на Араксе во многом зависела стратегическая обстановка России на Кавказе, а Кавказ представлял собой один из театров возможной русско-турецкой войны. Без уверенности в нейтралитете шаха царь вряд ли мог решиться начать войну против султана. Именно поэтому английская дипломатия и постаралась спровоцировать новый русско-иранский конфликт.

 

К этому времени английское влияние в Иране значительно усилилось. Английский посланник при дворе шаха Джон Макдональд стал первым его советником. Он не скупился на деньги и еще более на обещания. В иранских портах выгружались английские пушки и ружья. Британский майор Гарт со стэком в руке обучал шахских сарбазов (солдат). Персидский военный оркестр играл на парадах английский гимн. Главнокомандующий русскими войсками на Кавказе А. П. Ермолов, характеризуя деятельность британских резидентов и инструкторов в Иране , писал, что «англичан прикрепляют к персиянам деньги, кои они большими суммами расточают между корыстолюбивыми министрами и вельможами, а сии, во зло употребляя слабость шаха, наклоняют его в их пользу...»

 

Поощряемый английскими дипломатами, Фетх-Али-шах не переставал мечтать о реванше, надеясь добиться восстановления иранского владычества на землях, лежавших к северу от Аракса. Его наследник Аббас-Мирза, управлявший пограничной областью, сосредоточивал на русской границе крупные вооруженные силы, готовясь к вторжению в Закавказье. Весной 1826 г. англичане, начав выплачивать шаху давно просимую им субсидию, одновременно предупредили его, что дальнейшая выплата будет производиться только в случае войны с Россией. Это было прямое финансовое давление на шаха со стороны английской буржуазии.

 

Встревоженный военными приготовлениями Фетх-Али-шаха, Николай I направил в Тегеран одного из своих любимцев — кн. А. С. Меншикова, чтобы договориться с иранским правительством относительно некоторых спорных пограничных территорий. Однако высокомерный и самоуверенный Меншиков не мог соперничать в дипломатическом искусстве с опытными и искушенными в интригах британскими резидентами. В готовности царя пойти на территориальные уступки шах усмотрел признак военной слабости России. Миссия Меншикова оказалась обреченной. Прежде чем он успел вернуться на родину, Фетх-Али-шах решил начать новую войну против России.

 

Аббас-Мирза во главе 60-тысячной армии перешел Араке и двинулся в глубь Закавказья. Захватить Тифлис и вытеснить русские войска из пределов Грузии и Северного Азербайджана — такова была конечная стратегическая цель шахского наследника. Численное превосходство было на стороне шахских войск. Ермолов мог противопоставить им на подступах к Тифлису не более 10 тыс. русских солдат. Однако на стороне русских было большое преимущество — они опирались на поддержку и сочувствие коренного населения Закавказья, в памяти которого вторжение шахской армии пробудило самые тяжелые воспоминания. Ни грузины, ни азербайджанцы не хотели стать рабами иранского шаха, а что касается армян, то они только и мечтали о том, как бы освободиться от иноземного владычества.

 

На пути армии Аббас-Мирзы лежал небольшой городок Шуша. Там, в старинной крепости, воздвигнутой на высокой скале, находилось 1300 русских солдат. Их начальник полковник Реут решительно отклонил предложение врага о капитуляции. Сообщая об этом подчиненным, он писал в приказе по гарпизону: «...Остаюсь совершенно уверенным, что всякий из моих сотоварищей по долгу присяги, чести..., любви к отечеству неизменно будет исполнять свою обязанность, не щадя себя до последней капли крови, имея в виду непременным правилом победить или умереть...» 1

 

Плечом к плечу с русскими солдатами защищали родной город 1,5 тыс. армян, которые, по отзыву Реута, «действовали с отличной храбростью». Один из армянских добровольцев, Алту-нян, пробрался через вражеское кольцо и доставил в Тифлис донесение от начальника осажденного русского гарнизона. Ермолов наградил его «Георгиевским крестом».

 

Целых 48 дней героические защитники Шуши сковывали главные силы врага. Отчаявшись овладеть ею, Аббас-Мирза снял осаду и двинулся через Ганджу (ныне Кировабад) на Тифлис. Однако время было упущено. Ермолов собрал силы. Его ближайший соратник — армянин по происхождению — генерал Мадатов нанес поражение иранскому авангарду у Шамхора, а неделю спустя русские войска подвергли полному разгрому главные силы Аббас-Мирзы в окрестностях Ганджи. Сам шахский наследник едва спасся от плена, ускакав за Араке.

 

Летом 1827 г. военные действия были перенесены в пределы Ирана. При поддержке армянских добровольцев русские войска очистили от врага территорию Восточной Армении, освободив от иноземного владычества Ереван и Нахичевань. Передовой русский отряд форсировал Араке и занял Тавриз. Английские дипломаты стали побуждать шаха к мирным переговорам. Они боялись дальнейших успехов русских войск.

 

Уполномоченные шаха пытались было затянуть переговоры. Тогда сменивший Ермолова на посту главнокомандующего генерал И. Ф. Паскевич возобновил наступательное движение русских войск. Заняв Урмию и Ардебиль, он приблизился к Тегерану. Это заставило шаха быть более сговорчивым.

 

10 февраля 1828 г. в маленькой деревушке Туркманчай был подписан составленный А. С. Грибоедовым мирный трактат. Шах вынужден был не только отказаться от реваншистских притязаний на Грузию и Северный Азербайджан, но и уступить России территорию Восточной Армении.

 

Карта Каннинга была бита и на этот раз: попытка штыками шахских сарбазов изгнать русских из Закавказья не удалась. Туркманчайский мир укрепил позиции России за Кавказским хребтом и усилил ее влияние в районах Среднего Востока, тяготевших к Каспийскому морю. Он положил конец войнам между Россией и Ираном.

Заключение мира с Фетх-Али-шахом развязало руки Николаю I в ближневосточных делах.

Категория: История | Добавил: fantast (15.09.2018)
Просмотров: 836 | Рейтинг: 0.0/0