Идейные связи и взаимное обогащение национальных культур народов России в 19 веке

Идейные связи и взаимное обогащение национальных культур народов России в 19 веке

Те прогрессивные тенденции, которые проявлялись в быту и культуре русского народа, в той или иной степени наблюдались и в культурной жизни других народов дореформенной России. Каким бы различным ни был в то время уровень культурного развития этих народов, все они испытывали тогда влияние вызревавших в недрах феодальной системы новых, капиталистических отношений. Разумеется, это влияние сильнее сказывалось в экономически развитых районах, теснее связанных с внутренней Россией и зарубежными европейскими странами. Но для населения более отсталых, преимущественно восточных, окраин империи с вовлечением в орбиту всероссийского рынка открывались пути к более высоким формам хозяйственной деятельности, к усвоению элементов оседлой земледельческой культуры и городского быта, к преодолению вековой замкнутости и феодальной ограниченности во всех сферах общественной жизни. И как бы ни тормозился этот процесс усилиями местной правящей верхушки и царских колонизаторов, даже в самых глухих ущельях Кавказских гор, пустынных степях Зауралья и таежных просторах Сибири намечались глубокие сдвиги в образе жизни, обычаях и правах разноплеменных и разноязычных народов. Перемены в хозяйственном и общественном строе неизбежно сонровождались обострением классовых противоречий и усилением классовой борьбы, распространением освободительных идей, неодолимым стремлением к просвещению и культуре. Это расшатывало устои невежества и патриархальщины.

 

Не следует преувеличивать степени развития этих процессов для первой половины XIX в., но наличие их в какой-то мере явственно обнаруживалось повсюду в нашей стране, и именно это еще тогда создавало почву для приобщения всех народов России к передовой русской культуре и расширения идейных связей между народами. Не только объединение с русским народом в одном государстве и экономическое сотрудничество с ним в рамках общей хозяйственной системы, но и совместное участие в освободительном движении при осознававшемся все сильнее единстве революционных устремлений благоприятствовали культурному общению народов России.

 

Присоединение к России имело для многих народов далеко идущие последствия в сфере культуры. Заметно стал изменяться облик старых городов. Лабиринты узких переулков уступали место прямым и широким проспектам и бульварам. Дома, прежде стоявшие спиной к улице, поворачивали к ней лицом, и прохожий видел уже не глухие стены, а приветливо распахнутые окна и открытые балконы. Даже в сельских домах кое-где стали появляться застекленные окна, печные трубы. Из внутренней России поскакали на окраины почтовые тройки, а позднее протянулись телеграфные провода. Посетители тифлисских духанов начали читать журналы и газеты. Кавказские горцы и кочевники-казахи перестали опасаться лечебной помощи. Для жителей эстонского города Тарту стал привычным купол построенной у них астрономической обсерватории. В Казани открылась первая типография. В разных сибирских и кавказских городах появились первые аптеки, музеи, публичные библиотеки. Мусульмане, которым служители ислама строго запрещали заниматься изображением человека, впервые за много веков получили возможность оценить неповторимую прелесть творений великих художников.

 

Но едва ли не самым главным последствием культурного сближения с Россией было для многих народов национальных окраин возникновение светской школы и связанное с этим появление демократической интеллигенции.

 

Категория: История | Добавил: fantast (16.09.2018)
Просмотров: 883 | Рейтинг: 0.0/0