Университетская наука и национальная интеллигенция в России 19 века

Университетская наука и национальная интеллигенция в России 19 века

Конечно, не одни только начальные и средние школы способствовали возникновению на окраинах России светской национальной интеллигенции. Немало содействовали этому университеты и другие высшие учебные заведения. В течение первой половины XIX столетия они появились в Эстонии, Татарии, на Украине.

 

Основанный в 1802 г. Дерптский (ныне Тартуский) университет был таким высшим учебным заведением в Российской империи, где преподавание велось не на русском языке. Правда, и здесь употреблялся не язык коренных обитателей края — эстонцев, а язык привилегированной феодальной верхушки — немецких баронов. Только ради сотрудничества с ними русский царизм отступил в данном случае от великодержавных принципов своей политики в области образования.

 

Однако не следует думать, что в стенах Дерптского университета обучались только сыновья прибалтийских немецких баронов. Сюда приезжали для продолжения образования и юноши из других губерний империи; если в начале XIX в. они составляли 15%, то к середине столетия — уже */з всего здешнего студенчества. В этом тихом уютном городе с его тесными переулками и старинными готическими зданиями можно было встретить среди студентов и русских, и украинцев, и сынов далекого Кавказа. Именно здесь получили высшее образование знаменитый армянский писатель-демократ Хачатур Абовян и либеральный армянский публицист и ученый Степанос Назарян. Особое значение этот университет имел, разумеется, для формирования национальной интеллигенции в Прибалтике. Его воспитанниками были прогрессивные латышские общественные деятели К. Валдемар и К. Барон. Здесь приобщились к науке и начинали свою творческую научную деятельность заменательные сыны эстонского народа: поэт К. Я. Петерсон и выдающиеся просветители-демократы Ф. Р. Фельман и Ф. Р. Крейц-вальд.

 

В дореформенное время эстонцев среди дерптского студенчества было, конечно, еще очень мало. Однако деятельность этого университета, расположенного на эстонской земле, оказывала определенное влияние на развитие национальной эстонской культуры. Основанное в 1838 г. по инициативе Фельмана в Дерпте Ученое эстонское общество стало центром по изучению языка, фольклора и материальной культуры эстонского народа. Его издательская деятельность заметно способствовала пробуждению национального самосознания среди коренного населения Эстонии.

 

Вместе с тем Дерптский университет был не только крупнейшим научным и педагогическим центром Прибалтики, но и выдающимся очагом теоретической мысли общероссийского и даже европейского значения. Труды некоторых его профессоров получили мировое признание. К числу наиболее известных ученых, работавших в этом университете, относятся историк И. Ф. Эверс, астроном В. Я. Струве и его ученики А. Н. Савич и В. Ф. Федоров, физик Б. С. Якоби, медик И. Ф. Мойер и его ученик знаменитый русский хирург Н. И. Пирогов. Воспитанниками этого университета были основоположник эмбриологии К. М. Бэр и выдающийся деятель русской медицины Ф. И. Иноземцев.

 

На Украине в 1-й половине XIX в. крупнейшим центром научной мысли был Харьковский университет, открытый в 1805 г. За полвека в его стенах получили высшее образование 3 тыс. человек. Кроме того, через созданный при этом университете Училищный комитет харьковская профессура осуществляла руководство всеми начальными и средними школами Украины и Подоиья, снабжая учебными пособиями и оказывая методическую, а иногда и материальную помощь почти 250 училищам южных губерний империи.

 

Выдающееся значение имела деятельность харьковской профессуры в области славянской филологии. Профессор И. И. Срезневский положил своими исследованиями начало славяноведению в России. Его начинания успешно продолжил известный филолог А. А. Потебня.

 

Хотя преподавание в Харьковском университете велось на русском языке, среди прогрессивно настроенных его работников зрела мысль о предоставлении украинской молодежи права обучаться на родном языке. Так, профессор И. И. Срезневский резко выступал против русификаторской политики царского самодержавия, в защиту равноправия языков всех национальностей империи. «В настоящее время,— писал он в 1834 г.,— нечего доказывать, что язык украинский... есть язык, а не наречие русского или польского, как указывали некоторые, и многие уверены, что этот язык есть один из богатейших языков славянских...» Надо было иметь большое гражданское мужество, чтобы выступить с таким заявлением в период разгула крепостнической реакции перед лицом титулованных проповедников великодержавного шовинизма, покровительствуемых самим императором Николаем «Палкиным».

 

Вокруг Харьковского университета группировались наиболее решительные поборники украинской национальной культуры из числа местной интеллигенции. Они занимались изучением истории и фольклора родного народа, пытались издавать книги и журналы на украинском языке, выступали с научными докладами и публичными лекциями.

 

В 1834 г. был открыт Киевский университет, также привлекший к себе внимание украинской интеллигенции. Ректор этого университета М. А. Максимович не только поощрял работу по собиранию украинского фольклора и изучению памятников старины на Украине, но и сам лично принимал в этой работе горячее участие. Труды Максимовича по истории и фольклористике получили широкую известность.

 

Ряды светской интеллигенции на Украине пополнялись и за счет молодежи, получившей высшее образование в лицеях. Один из них был основан в 1817 г. в Одессе и назывался по имени местного губернатора Ж. Э. Ришелье — Ришельевским. Другой был открыт в Нежине на средства богатого украинского вельможи А. А. Безбородко. Воспитанником Нежинского лицея был Н. В. Гоголь.

 

На культурную жизнь Поволжья и Приуралья заметное влияние оказывал основанный в 1804 г. Казанский университет. Правда, для татар, башкир, чувашей и других коренных обитателей края двери этого храма науки были долгое время закрыты. Только в 1836 г. последовало разрешение на прием 20 местных мусульман на медицинский факультет. В 1849 г. было подтверждено, что молодежь коренных национальностей может рассчитывать на получение университетского диплома только по этой специальности. Доступ на другие факультеты ей был закрыт.

 

Тем не менее первые татары и башкиры получили высшее образование именно в Казанском университете. И хотя в середине XIX в. их насчитывалось всего несколько десятков человек, они составили ядро будущей светской интеллигенции народов Поволжья и Приуралья.

 

Некоторые из местных интеллигентов вели в стенах Казанского университета педагогическую и научную работу, преимущественно по кафедре востоковедения. Одним из первых татарских культурных деятелей, связавших свою судьбу с этим университетом, был Ибрагим Хальфин, преподававший татарский язык и трудившийся над составлением татарских букварей и учебников. Позднее в Казанском университете преподавали восточные языки Хусаин Файезханов и Мухаммед Гали Махмудов. Они были видными представителями нарождавшейся татарской интеллигенции.

 

Казанский университет способствовал развитию идейных и творческих контактов между представителями национальной интеллигенции Поволжья и Кавказа. Здесь долгое время работали известные востоковеды: филолог, составитель азербайджанской грамматики (1839 г.) М. М. Казембек и Степанос Назарян.

 

X. Файезханов и М. Казембек впоследствии были приглашены в Петербургский университет. Когда в 1855 г. были закрыты кафедры востоковедения во всех периферийных университетах, там сложился сильный коллектив ученых-востоковедов. К нему принадлежали азербайджанец М. Д. Топчибашев и грузин Д. И. Чубинов (Чубинашвили). Труды этих профессоров в области восточной филологии не раз бывали отмечены почетной премией Академии наук.

 

Одним из центров идейной жизни светской армянской интеллигенции был Лазаревский институт восточных языков в Москве. Основанный на средства богатых армянских купцов Лазаревых, он был открыт в 1815 г. и сначала именовался «Армянским Лазаревским училищем». В 1828 г. он получил статут высшего учебного заведения, призванного, как было подчеркнуто в его уставе, «служить двигателем просвещения армян». В предреформенные годы Лазаревский институт стал важным центром передовой армянской общественной мысли. Расположенный в центре Москвы, неподалеку от старейшего русского университета, он сыграл большую роль в укреплении русско-армянских идейных связей. Достаточно вспомнить, что одним из преподавателей Лазаревского института в те годы был идеолог армянской революционной демократии, соратник А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского Микаэл Налбандян.

Категория: История | Добавил: fantast (16.09.2018)
Просмотров: 871 | Рейтинг: 0.0/0