Революционно-демократические связи с братскими народами после отмены крепостного права В пореформенный период все сильнее разгоралась борьба против колониальной политики царизма в Польше, Финляндии и других национальных областях империи. Герцен и Чернышевский горячо поддерживали освободительное двияшние братских народов — борьбу поляков за независимость, и стремление других национальностей к самостоятельному развитию. Задачу национального освобождения они неразрывно связывали с подготовкой демократической революции, подчиняя национальный вопрос социальному. В этом отношении позиция русских революционных демократов вполне совпадала со взглядами передовых деятелей угнетенных народов.
Последователи Герцена и Чернышевского, служившие офицерами в Польше, вступили в боевое соглашение с польскими революционными организациями. В Петербурге одним из близких друзей Чернышевского был поляк Зыгмунт Сераковский, с юности стремившийся к национальному освобождению и демократическому преобразованию своей родины. В годы революционной ситуации он был основателем и руководителем военнореволюционной организации вместе с будущим героем Парижской Коммуны — Ярославом Домбровским. Другим учеником и последователем Чернышевского был белорус Константин Калиновский, который по окончании университета приступил к подготовке вооруженного восстания в Литве и Белоруссии. Он был редактором двух нелегальных газет—«Знамя свободы», печатавшейся на польском языке, и «Мужицкая правда», предназначенной для белорусов. Идеи, которые проповедовали обо газеты, совпадали с программой «Колокола» и «Современника»; по меткому выражению одного историка, «Мужицкая правда» 1862—1863 гг. была «как бы младшей сестрой знаменитого „Колокола"». Она призывала крестьян свергнуть самодержавие, покончить с крепостническими порядками и овладеть всей землей, которая составляет народное достояние. Великий украинский поэт Тарас Шевченко, возвратившись из долголетней ссылки, сблизился в Петербурге с Чернышевским и его последователями; революционногдемократические убеждения Шевченко по-прежнему звучали в проникновенных стихах, встречавших сочувственный отклик не только на Украине, но и в России.
В Армении учеником и последователем Чернышевского был М. Л. Налбандян, который еще в 1858 г. помещал свои демократические статьи в армянском журнале «Юсисапайл» («Северное сияние»). Это был выдающийся просветитель армянского народа, писавший на философские, социально-политические и литературные темы; он выступал неустанным глатаг таем идей общинного социализма и политической свободы.
Идеи Герцена и Чернышевского проникали и в Грузию, которая также переживала подъем крестьянского движения и была накануне отмены крепостного права. Замечательный писатель грузинского народа Илья Чавчавадзе под влиянием русских революционных демократов защищал в своих произведениях интересы угнетенного крестьянства, проповедуя идеи равенства и свободы. Он стал главой демократического течения, к которому примыкали передовые писатели Грузии, соединявшие борьбу против крепостничества с национально-освободительными стремлениями.
Влияние учеников и последователей Чернышевского, сосланных в Семипалатинск, сказалось на демократическом мировоззрении великого казахского поэта-просветителя Абая Кунан-баева. Связи с демократическими кругами и изучение передовой литературы определили демократическое мировоззрение казахского просветителя Чокана Валиханова.
Так намечалось демократическое братство народов, представленных лучшими выразителями революционных идей, которые распространялись среди разных национальностей царской империи. | |
Просмотров: 535 | |