Обострение классовой борьбы в 1862 году. После отмены крепостного права Правительство тоже готовилось к этому моменту: оно старалось заранее обезоружить революционные круги, маневрируя между боровшимися классовыми течениями. Когда весной 1862 г. петербургское и московское дворянские собрания, выражая притязания крепостников, потребовали пересмотра «Положений» 19 февраля и «согласования» их с Жалованной грамотой дворянству 1785 г., правительство признало эти требования неуместными и продолжало реализацию реформы в ранее принятом направлении. Более сурово реагировало правительство на либеральные выступления. В условиях революционной ситуации усиливалось не только движение угнетенных масс, но и «кризис верхов». В начале 1862 г. некото-дые дворянские губернские собрания обратились к Александру II с всеподданнейшими адресами. Критикуя правительственную политику, они просили императора созвать «выборных от всей земли русской» для решения выдвинутых вопросов. Тверское дворянство, возглавлявшее либеральное течение, заявило о необходимости немедленного обязательного выкупа наделов и развернуло программу буржуазных реформ — преобразования суда, финансов, печати, организации всесословного самоуправления. После дворянского собрания тверские мировые посредники собрались на специальное совещание и, повторив, что необходим немедленный и обязательный выкуп, предупредили правительство, что они будут руководствоваться в своей деятельности не распоряжениями власти, а мнением общества. По предложению министра Валуева мировые посредники были присуждены к двухгодичному содержанию в смирительном доме (вскоре они были «милостиво» прощены Александром II).
Но главный удар самодержавия обрушился не на либералов, а на революционных демократов. Сначала были арестованы и осуждены на каторгу поэт М. Л. Михайлов, ошибочно обвиненный в составлении прокламации «К молодому поколению», и В. А. Обручев — за распространение листков «Великорусса». В июле 1862 г. по обвинению в «сношениях с лондонскими пропагандистами» подверглись аресту Чернышевский, Николай Серно-Соловьевич и другие революционеры.
Чернышевский спокойно и твердо отражал обвинения следователей. Сидя в Петропавловской крепости, он написал свой знаменитый роман «Что делать?», проникнутый верой в социалистическое будущее и в близость народной революции. Роман был напечатан в «Современнике» без подписи автора и оказал огромное влияние па несколько поколений революционеров в России. Не имея прямых улик против Чернышевского, Сенат воспользовался показаниями предателя Костомарова и специально подделанными документами. Чернышевский был осужден на семилетнюю каторгу и публично предан «торговой казни» '.
Летом 1862 г. выпуск передовых журналов — «Современник» и «Русское слово» — был приостановлен на восемь месяцев.
Однако правительственная реакция, вызванная и поддержанная крепостническими кругами, не могла остановить разгоревшуюся классовую борьбу. Правда, крестьянское движенио 1862 г. не поднялось до той высоты, какой оно достигло после обнародования «Положений»; тем не менее оно продолжалось во всех районах, принимая разнообразные формы — невыполногте повинностей, отказы принять уставные грамоты, нежелание переносить свои усадьбы на новое место, освобождение арестованных «подстрекателей», местами — вооруженные столкновения с войсками.
Классовая борьба в деревне служила питательной почвой для продолжающегося революционного движения. В 1862 г. общество «Земля и воля» расширило сеть своих отделений, создало Центральный народный комитет в Петербурге, а в начале 1863 г. образовало в Лондоне руководящий «Совет», в который вошли редакторы «Колокола». Герцен и Огарев продолжали в 1862—1863 гг. пропагандировать идею сплочения всех революционных сил. На первый план они выдвигали задачу военнокрестьянского восстания, которое в случае победы должно было привести к созыву Земского собора — полномочного народного представительства, призванного установить в России новый социально-политический порядок.
Однако в недрах самого общества «Земля и воля» не было полного единодушия, а федеративный принцип, на котором строилось объединение революционных кружков, не обеспечивал централизованного и всестороннего руководства. Некоторые представители революционной молодежи, не удовлетворенные позицией Герцена и Огарева, требовали более радикальной и последовательной программы. Таков был московский кружок П. Г. Заичневского, выпустивший летом 1862 г. прокламацию под заглавием «Молодая Россия». Исходя из резкой критики современного «гнетущего страшного положения», прокламация призывала молодежь к «революции кровавой и неумолимой», к истреблению императорской фамилии и ее сторонников, к созданию революционной диктатуры и к полному переустройству общества. Наряду с образованием федеративной республики «Молодая Россия» требовала немедленного перехода к социализму — «заведения общественных фабрик» и «общественных лавок», уничтожения брака и семьи, общественного воспитания детей Г Авторы прокламации одинаково отмежевывались от «Великорусса» и от «Колокола», считая эти органы политически отсталыми и не имеющими революционного авторитета. В среде самих землевольцев составлялись проекты более радикальной программы, включавшей в себя уничтожение частной собственности, и, в соответствии с этим, национализацию земли и передачу в собственность государства заводов и фабрик. Хотя революционные прокламации и журналы частично проникали в широкие слои населения, постоянные налаженные связи с народными массами у революционеров еще не сложились. Сами руководители землевольческой организации сознавали, что задача создания прочного руководящего центра ожидаемой революции еще далека от своего завершения. В таком состоянии революционные демократы были застигнуты разразившимся польским восстанием 1863 г. | |
Просмотров: 994 | |