Новые цензурные правила при Александре II. Реформы 60-70 годов 19 века Правительственная политика по отношению к печати отличалась характерными колебаниями. Намеченный в 50-х годах курс реформ сверху вызвал смягчение цензурных притеснений. Газеты и журналы начали обсуждать вопросы внутренней и внешней политики. Возникали десятки новых периодических изданий. Но скоро правительство стало принимать меры к ограничению политического влияния печати. Александр II весной 1859 г., по свидетельству цензора А. В. Никитенко, говорил: «Есть стремления, которые не согласны с видами правительства. Надо их останавливать... Я очень желал бы, чтобы важные вопросы рассматривались и обсуждались научным образом; наука у нас еще слаба. Но легкие статьи должны быть умеренны, особенно касающиеся политики».
Неоднократные попытки в 1857—1861 гг. отразить эту противоречивую «установку» при пересмотре цензурного устава не удавались. Д После заседания Совета министров 25 февраля 1860 г. Константин Романов писал в дневнике: «Толковали только про цензуру. По-моему мы все переливаем из пустого в порожнее». И все же обострение внутренней обстановки в стране вынуждало правительство спешить. 18 мая 1862. _г. Были введены «временные правила» о печати разрешали касаться недостатков администрации и реформ только в книгах размером не менее 10 печатных листов или в журналах, которые стоили по подписке 7 руб. и более. За «вредное направление» периодические издания могли быть приостановлены на восемь месяцев. С начала 1863 г. цензура перешла из Министерства просвещения в ведение Министерства внутренних дел.
Новый цензурный устав был утвержден только 6 апреля 1865 г. И на этот раз он именовался «временными правилами», хотя просуществовал вплоть до революции 1905 г. По этому уставу предварительная цензура отменялась для больших книг (в 10 печатных листов и более 20 листов для переводов). Издатели и редакторы их привлекались к ответственности только по суду. Массовые издания, ходившие в широких кругах читателей, подлежали предварительной цензуре. Периодика от нее освобождалась по особым разрешениям и при условии внесения залога в 2,5—5 тыс. руб. Помимо того, газеты и журналы могли подвергаться в административном порядке сначала «предостережению», затем временной приостановке (до полугода) и, наконец, запрещению. Для провинциальных изданий предварительная цензура сохранялась. Продолжала действовать и церковная цензура. | |
Просмотров: 1672 | |