Реформы 70-х годов 19 века при Александре II. Городская реформа

Реформы 70-х годов 19 века при Александре II. Городская реформа

За реакционной политикой царизма скрывались давние разногласия в правящих кругах по коренному вопросу — о двух возможных способах предотвращения революционной угрозы. По мере того как становилась очевидной несостоятельность политики голых репрессий, усиливался голос сторонников дальнейших реформ. Стоявшие у власти крепостники были достаточно влиятельны, чтобы еще больше урезать эти реформы и несколько отсрочить их осуществление, но совсем не допустить их клика Шувалова уже не могла. Особенно долго разрабатывались проекты законов о «самоуправлении» городов и введении всеобщей воинской повинности. Однако в первой половине 70-х годов они были все же закончены и утверждены.

Решение о разработке закена об органах городского управления «во всех городах империи» было принято весной 1862 г. Его проект был представлен в 1864 г. и после обсуждения и переработки поступил 31 марта 1866 г. на рассмотрение Государственного совета. Два года он пролежал без движения и только с марта 1868 г. стал заново пересматриваться в ряде инстанций — Министерстве внутренних дел, Совете министров и Государственном совете. Пройдя через неоднократные переделки, он вновь поступил в Государственный совет и был утвержден 16 июня 1870 г.

 

В отличие от дореформенных сословных городских учреждений, в которых преобладали дворяне, почетные граждане и купцы, новый закон объявлял управление бессословным. В ст. 17 говорилось: «Всякий городской обыватель, к какому бы сословию он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных» при следующих условиях:

 

1) русское подданство, 2) возраст не менее 25 лет, 3) владение установленным имущественным цензом и 4) отсутствие недоимок по городским сборам.

 

На собраниях избирателей, происходивших раз в четыре года, выбирались гласные городской думы по разным городам в количестве от 30 до 72 (для Петербурга число гласных устанавливалось в 250, для Москвы— 180). Городская дума избирала тоже на четыре года городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов в количестве двух и более человек по решению гласных, которые устанавливали им и жалованье.

 

Представительство в учреждениях городского управления по закону 1870 г. было основано на буржуазном принципе единого имущественного ценза. Однако принятая система выборов городских гласных автоматически обеспечивала среди них большинство представителям крупного капитала. Достигалось это искусственной разбивкой списков избирателей на три отдельные курин (собрания) .-(Первая курия состояла из крупнейших собственников, уплачивавших треть общей суммы налогов; обычно их насчитывалось несколько десятков. Конторой курии относились владельцы средних состояний, тоже вносивших со-вместо треть поступавших с избирателей налогов; они исчислялись примерно сотнями. Наконец, вся остальная масса мелких собственников, по численности во много раз превышавшая участников первых двух курий, составляла особое, третье собрание. На каждом из этих трех собраний выбирали треть установленного числа гласных для данного города.

Таким образом, от выборов в городские думы было полностью отстранено подавляющее большинство жителей городов, не имеющих установленного имущественного ценза, т. е. в первую очередь рабочие, ремесленники, домашняя прислуга, мелкие служащие и т. д. В то же время представители крупной буржуазии и привилегированных сословий получали среди гласных решительное преобладание. Так, в избранных по закону 1870 г. городских думах первого четырехлетия дворяне и лица духовного звания составляли 15% всех гласных, во втором четырехлетии — свыше 18%, а в третьем — более 20%. На домовладельцев же вообще приходилось до 90% городских гласных.

 

Деятельность городских управ сводилась исключительно к делам, непосредственно касавшимся городского хозяйства. Они были подчинены надзору губернаторов. Городские головы в губернских центрах утверждались министром внутренних дел, а в прочих городах — губернаторами. Как и земские учреждения, городские думы зависели от царской администрации и являлись лишь подсобными органами местных властей. В законе 16 июня 1870 г. усиление крепостнической реакции нашло прямое отражение. В частности, он ограничивал число гласных-нехри-стиан третью общего количества гласных; кроме того, запрещалось избрание евреев на место городского головы или его заместителя. Предусматривалось также создание особого губернского присутствия иод председательством губернатора, которому поручалось рассматривать конфликты между городской управой и председателем этого же присутствия, т. е. тем же губернатором.

 

Вначале новый закон распространялся лишь на города коренных русских губерний Европейской России и Сибири. На национальных окраинах правительство, несмотря на ограниченность нового городского «самоуправления», вводило его с большим опасением. В белорусско-литовских губерниях этот закон вступил в действие только с апреля 1875 г., а в Прибалтике — с марта 1877 г. Он не распространялся на польские губернии, Финляндию и Среднюю Азию. На Кавказе новое го-родовое положение стало постепенно вводиться в нескольких крупных городах начиная с 1875 г.

Категория: История | Добавил: fantast (19.09.2018)
Просмотров: 713 | Рейтинг: 0.0/0