Освободительное движение в середине и второй половине 60-х годов. После подавления царизмом первого революционного натиска обстановка, в которой приходилось действовать демократическим кругам общества, осложнилась.
Тайное общество «Земля и воля» самоликвидировалось к весне 1864 г. Глава революционно-демократического лагеря Н. Г. Чернышевский, арестованный в 1862 г., через два года был сослан на каторгу. Еще раньше, в конце 1861 г., этот лагерь потерял Н. А. Добролюбова. Репрессии начала 60-х годов лишили демократию ряда видных ее представителей. Связи А. И. Герцена и Н. П. Огарева с Россией после 1863—1864 гг. значительно ослабли. Распространение «Колокола» в России сократилось. В студенчестве в течение нескольких лет не было серьезных проявлений массового протеста. Крестьянское движение не прекращалось, но по сравнению с периодом первой революционной ситуации его масштабы резко уменьшились.
При всем том демократическое движение, вопреки всем препятствиям, находило легальное выражение в передовой журналистике, в прогрессивной науке, литературе и искусстве; оно проявлялось и в нелегальных формах —в зарубежной журналистике и деятельности революционной эмиграции, а в самой России — в существовании подпольных кружков и групп. Современник. 1863-1866 гг. В начале 1863 г. возобновился выход журнала «Современник». Но пора его наивыст шего расцвета была уже позади. В 1863— 1866 гг. журнал уступал «Современнику» Чернышевского и Добролюбова по выдержанности принципиальной линии и степени влияния на широкие круги читателей. В журнале заметно пробивались «самобытнические» тенденции, порой находила место проповедь прудонизма, позитивистских идей. Тем не менее он продолжал играть видную прогрессивную роль. Крупнейшее художественное и общественное значение имела публикация произведений Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Журнал самоотверженно боролся против идейной реакции, отстаивая интересы крестьянства, защищая прогрессивные начала в вопросах культуры. В меру цензурных возможностей (не без тех или иных отступлений) «Современник» стремился продолжать традиции Чернышевского и Добролюбова. Как боевой публицист и критик, сторонник материалистической философии выступал в журнале один из его редакторов, М. А. Антонович. | |
Просмотров: 638 | |