С. Г. Нечаев и его нечаевщина С историей студенческого движения конца 60-х годов связан так называемый «нечаевский» эпизод. С. Г. Нечаев, вольнослушатель Петербургского университета и учитель приходского училища, вместе с группой единомышленников, среди которых был П. Н. Ткачев, пытался овладеть зимой 1868/69 г. ведущей ролью в студенческом движении и направить дело к осуществлению тех целей, которые ставились сколачиваемой им организацией. Человек большой энергии и упорства, преданный интересам крестьянства, Нечаев исходил из уверенности в близости народного восстания (возлагались особые надежды на весну 1870 г.). Нечаев чуть ли не с первых шагов начал применять иезуитские приемы, обман, шантаж. Бежав в начале 1869 г. за границу, он вступил там в тесные отношения с Бакуниным. Мифические сообщения Нечаева о положении революционного дела в России временно склонили к поддержке его и Н. П. Огарева, страстно стремившегося приобщиться к борьбе русской молодежи (противоположную позицию занял по отношению к Нечаеву А. И. Герцен). Осенью 1869 г. Нечаев попытался создать в Москве тайную организацию «Народная расправа», но она была быстро разгромлена. Нечаев вторично бежал за границу. Через три года он был выдан царскому правительству и умер в Петропавловской крепости после 10-летнего заключения.
Позиции Нечаева были резко утопическими, проникнутыми духом авантюризма и потому опасными для дела революции. Его деятельность отличали черты мистификаторства и неразборчивость в средствах борьбы. В пору сотрудничества с Бакуниным (в 1870 г. они разошлись) Нечаев выступал как анархист-бунтарь крайнего направления. Но далеко не чужды ему были, особенно перед арестом, и «якобинские» (бланкистские) тенденции.
Если Нечаеву удалось втянуть в свои конспирации известные круги молодежи, то это объясняется их политической незрелостью и горячим желанием поскорее включиться в активную революционную борьбу во имя интересов народа. Но его иезуитские приемы встречали сопротивление в революционной среде, где оспаривались и нечаевские оценки положения в стране.
С целью дискредитации революционеров в общественном мнении правительство организовало в 1871 г. открытый суд по делу «нечаевцев». Но ожиданий царизма суд не оправдал. Вскрытие неблаговидных, аморальных приемов «нечаевщины* объективно пошло на пользу революционным борцам, послужило уроком на будущее. Широкие слои молодежи убедились в честности и искренности демократических стремлений большинства обвиняемых, многие из которых не разделяли взглядов Нечаева. | |
Просмотров: 3049 | |