Технический переворот в промышленности в 60-70-е годы в России На первое двадцатилетие пореформенной эпохи приходится завершение технического переворота в главных отраслях промышленности, начавшегося в России еще при крепостном праве. Между промышленным переворотом в Англии и в России было весьма существенное различие. Промышленный переворот превратил Англию в индустриальную страну, работающую на мировой рынок. Россия же и после завершения технического переворота в промышленности осталась аграрной страной. Техническая перестройка промышленности в Англии опиралась на английские же технические изобретения. Русские фабрики и заводы могли использовать более передовую, чем отечественная, зарубежную технику. Это облегчало техническую перестройку русской промышленности.
В начале 60-х годов в России в хлопчатобумажной промышленности бумагопрядение находилось полностью на стадии фабрики. В ткачестве же резко преобладала мануфактура, причем большая часть ткачей эксплуатировалась предпринимателями путем раздаточной системы. В 1879 г. на механических ткацких станках было произведено около 9/ю общего количества хлопчатобумажных тканей. Конный привод в ситцепечатании в пореформенном двадцатилетии был вытеснен паровой машиной.
В остальных отраслях текстильной промышленности технические успехи были меньше, но и в них машина стала играть ведущую роль.
В сахарной промышленности и в производстве бумаги технический переворот в основных чертах завершился еще до реформы. В черной металлургии прогресс был меньше, чем в ведущих отраслях обрабатывающей промышленности. Темпы реконструкции заводов Урала, выросших на принудительном труде, были довольно медленными. Только около половины производимого в стране железа вырабатывалось путем пудлингования, а в энергетике более 4/s общей мощности приходилось на водяные колеса, т. е. на двигатель мануфактурного периода.
Заводы Юга были оснащены западноевропейской техникой, хотя и не самой передовой.
Таким образом, в ведущих отраслях промышленности технический переворот завершился к началу 80-х годов. Но энерговооруженность рабочих оставалась еще очень низкой. По обследованию 1875—1878 гг., во всей крупной промышленности на одного рабочего приходилось только 0,09 лошадиной силы мощности паровых машин.
Урал не мог обеспечить металлом строительство сети железных дорог. Правительству пришлось давать железнодорожным обществам разрешение на беспошлинный импорт. Такие же разрешения получали и машиностроительные заводы.
Минеральным топливом в это двадцатилетие, да и много позднее, Россия еще не была обеспечена. Донецкий уголь покрывал потребности лишь части дорог юга России. Промышленность центра пользовалась главным образом дровами. Фабрики и заводы Петербурга и Риги работали на импортном английском угле. Отечественные заводы далеко не обеспечивали потребность страны в машинах.
Как и в других странах, промышленный переворот в России, кроме технической, имел также и социальную сторону. Главным здесь было формирование нового общественного класса — пролетариата. Одновременно складывалась промышленная буржуазия. | |
Просмотров: 967 | |