М. А. Бакунин и бакунизм В революционном народничестве влиятельную силу представляло течение, связанное с именем М. А. Бакунина.
М. А. Бакунин (1814—1876 гг.) принимал участие в идейной и общественной жизни России и Западной Европы с 30—40-х годов. Он был активным участником революционных событий 1848—1849 гг., долго сидел в тюрьмах Саксонии, Австрии и России, приговаривался к смертной казни. В 1861 г. Бакунин бежал из Сибири за границу, сотрудничал с Герценом и Огаревым, с первой «Землей и волей», участвовал в попытках оказать помощь повстанцам 1863 г. в Литве.
Во второй половине 60-х годов окончательно сформировалось анархистское мировоззрение Бакунина, являвшееся в значительной мере переработкой в радикальном духе анархической системы Прудона. Бакунин был знаком с Марксом, называл его величайшим экономистом и социологом, заявлял себя сторонником материалистического понимания истории, но на деле был очень далек от марксизма, враждовал с ним в I Интернационале и пытался, опираясь на своих единомышленников, овладеть руководством в Интернационале и повести последний по анархистскому пути. Дезорганизаторская деятельность Бакунина, направленная против руководимого Марксом Генерального совета, привела к исключению его в 1872 г. из Интернационала.
Бакунин горячо и искренне провозглашал необходимость революционной борьбы против существующего строя. Но основным источником всех общественных зол он считал начало «государственности». Всякая власть, называется ли она «церковью, монархией, конституционным государством, буржуазной республикой или даже революционной диктатурой», признавалась им одинаково «источником эксплуатации и деспотизма» '. Он был непримиримым противником марксистской идеи диктатуры пролетариата. Бакунин отвергал участие рабочего класса в политическом движении в рамках существующих буржуазных государств, использование избирательной агитации, парламентов. Идеалом Бакунина была «свободная федерация» рабочих ассоциаций — земледельческих и фабрично-ремесленных. Тактика Бакунина основывалась на широком применении бунтарских методов, причем особые надежды им возлагались на крестьянство, на городские полупролетарские слои, на люмпен-пролетариат. В. И. Ленин оценивал общую систему анархистских взглядов Бакунина как миросозерцание отчаявшегося в своем спасении мелкого буржуа '.
В условиях России бакунизм явился одной из разновидностей русского «крестьянского социализма», объективно выражавшей, подобно другим формам последнего, революционные устремления крестьянской демократии. Бакунин называл русский народ, под которым разумел прежде всего крестьянскую массу, «социалистом по инстинкту и революционером по природе» 1 2. Он верил в существование «русского народного идеала», сводящегося к «всенародному убеждению» в принадлежности всей земли народу, а права на пользование ею — «целой общине, миру», верил в «решительно враждебное отношение общины к государству». Бакунин внушал молодежи убеждение в постоянной готовности русской народной массы к восстанию. «Ничего не стоит поднять любую деревню»,— утверждал он, высказываясь за полезность каждого бунта. Но вместе с тем он признавал недостаточность «частных вспышек» и призывал революционную интеллигенцию работать во имя того, чтобы «поднять вдруг все деревни», разбить замкнутость и разъединение «крестьянских местных миров» и провести между ними «живой ток революционной мысли, воли и дела» '. Задача революционеров, по Бакунину, заключалась не в том, чтобы «учить» народ, а в том, чтобы его «бунтовать», чтобы сплотить «все разрозненные мужицкие взрывы» в общую народную революцию1 2.
Русской революционной молодежи взгляды Бакунина как теоретика анархизма и бунтарства были известны с 1868— 1870 гг. Тогда же и в начале 70-х годов некоторые представители русской революционной среды вступили с Бакуниным в личный контакт (одним из ближайших сподвижников его стал М. П. Сажин). Большую роль в популяризации воззрений Бакунина среди молодежи сыграло появление в 1873 г. его книги «Государственность и анархия» и особенно так называемого «Прибавления А» в ней, содержавшего сводку бакунистских взглядов на перспективы и задачи революционной борьбы в России. П. Л. Лавров, глава течения, соперничавшего с баку-нистским, впоследствии признавал, что бакунисты «встречали в русской молодежи 1873—1875 гг. больше сочувствия и имели в России большее распространение во время того громадного движения „в народ11, которое началось в 1874 году» 3. Можно согласиться с высказанным Г. В. Плехановым мнением, что миросозерцание Бакунина наложило отпечаток на взгляды многих из тех социалистов-народников, которые не были его последователями или даже выступали в качестве его противников4.
Имеются, в частности, основания говорить об известном влиянии взглядов Бакунина на Лаврова при всей остроте идейных столкновений между «лавристами» и «бакунистами». | |
Просмотров: 858 | |