Северный союз русских рабочих в 70-е годы 19 века

Северный союз русских рабочих в 70-е годы 19 века

Яркой страницей в истории революционного движения 70-х годов является демонстрация у Казанского собора в Петербурге 6 декабря 1876 г., названная В. И. Лениным первой социально-революционной демонстрацией в России. Демонстрация была подготовлена землевольцами и связанными с ними кружками питерских пролетариев. На площади у собора собралось около 400 демонстрантов (революционеры-профессионалы, рабочие, учащаяся молодежь), публично заявивших о своей солидарности с борцами за народное счастье. Революционная пропаганда, таким образом, вышла на улицу. Страстную, пламенную речь произнес перед собравшимися Плеханов. «Друзья! — заявил он. — Мы только что отслужили молебен за здравие Николая Гавриловича [Чернышевского] и других мучеников за народное дело... Мы собрались, чтобы заявить здесь перед всем Петербургом, перед всей Россией нашу полную солидарность с этими людьми. Наше знамя — их знамя! На нем написано: земля и воля крестьянину и работнику! Вот оно.— Да здравствует земля и воля!» Над головами собравшихся заколыхалось развернутое молодым рабочим Яковом Потаповым красное полотнище, на котором был начертан лозунг революционных народников: «Земля и воля».

 

В специально написанной по поводу демонстрации брошюре говорилось о необходимости завоевания политической свободы, о том, что дело народного освобождения переходит в руки самого народа, становится на твердую почву, что этим переходом знаменуется начало сознательного участия русского рабочего класса в общественной жизни ’.

 

В 1877 г. произошел ряд выступлений рабочих в столицах и провинции (всего более 20 конфликтов и выступлений). В них участвовали рабочие Путиловского, Балтийского, Александровского, Патронного заводов, землекопы на Мариинском канале, ткачи во Владимирской губернии. В 1878 г. количество выступлений резко возрастает (выявлено их около 50). Вспыхнула забастовка на Новой бумагопрядильне, продолжались волнения на Путиловском, Александровском заводах в Петербурге, на фабриках Белоетокского района на Украине, в Московской и Владимирской губерниях, торфяников в Московской губернии и т. д. По числу выступлений на первом месте был Петербург.

 

К концу 1876 г. в Петербурге (на Васильевском острове*; на Выборгской стороне, за Невской заставой и т. д.) существовали местные кружки и группы рабочих, связанные с революционными народниками (Плехановым, Натансоном, Хазовым и др.), которые вели пропаганду среди пролетариев.

Деятельность представителей образованной молодежи в рабочей среде обнаруживала и слабые стороны народнической доктрины. Возбуждая рабочих против «властей» и «государства», они не выдвигали конкретных политических задач, выражающих пролетарские интересы. Это было одной из причин неудовлетворенности части передовых рабочих народнической пропагандой.

 

Процесс объединения петербургских рабочих кружков и групп, ускоренный Казанской демонстрацией и стачками на петербургских заводах в 1877—1878 гг., завершился в конце 1878 г. оформлением «Северного союза русских рабочих». Он вырос из основного ядра петербургской рабочей организации, которое составилось из испытанных революционеров-рабочих. «Союз», по свидетельству его руководителей, насчитывал около 200 активных членов и примерно столько же сочувствующих. Членами «Союза» могли быть только рабочие. В рабочих районах Петербурга были местные кружки, составлявшие ветви «Союза», имевшие свои кассы и конспиративные квартиры. Для заведования делами выбирались местные комитеты, члены, которых, согласно воспоминаниям Плеханова, были в то же время членами Центрального кружка. В распоряжении Центрального кружка находились общая касса «Северного союза» и его библиотека1. Организаторами и руководителями «Союза» были петербургские рабочие В. П. Обнорский и С. Н. Халтурин.

 

Виктор Павлович Обнорский (1852—1920 гг.) с 1869 г. начал работать на петербургских заводах (Патронном, Нобеля и др.). В начале 70-х годов он был видным участником рабочих кружков в Петербурге, связанных с «чайковцами». Позже он временно жил в Женеве, посетил Лондон, Париж, установил связи с революционной эмиграцией, западноевропейскими и польскими рабочими организациями. На Обнорского произ.-вели большое впечатление успехи и организованность западноевропейского пролетариата, и он использовал этот опыт при организации «Северного союза».

 

Степан Николаевич Халтурин (1856—1882 гг.) начал революционную деятельность среди рабочих Петербурга в середине 70-х годов. Уже в 1877 г. он перешел на нелегальное положение. «В рабочих,—по словам Г. В. Плеханова,—видел он самых надежных, прирожденных революционеров»1 2. Халтурин, как и Обнорский, был хорошо подготовлен и теоретически. По свидетельству современников, он много читал, особенно увлекался литературой о революционном движении, о положении рабочего класса.

 

В январе 1879 г. в нелегальной типографии «Земли и воли» было отпечатано воззвание «К русским рабочим» — программа «Северного союза русских рабочих». Она была выработана на рабочих сходках в конце декабря 1878 г. Программа подчеркивала, что «Союз», тесно примыкая по своим задачам «к социально-демократической партии Запада», стремится рука об руку со своими братьями в других странах к обновлению мира, уничтожению «существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого», к учреждению «свободнойнародной федерации общин».

 

Программа «Союза» провозглашала «уничтожение поземельной собственности и замену ее общинным землевладением», а также «правильную ассоциацианную организацию труда, предоставляющую в руки рабочих-производителей продукты и орудия производства». Учредители «Союза», помимо общих программных положений, выдвинули ряд «непосредственных требований», своего рода программу-минимум, которая предусматривала свободу слова, печати, собраний, уничтожение сословного неравенства, сокращение постоянных войск или замену их вооруженным народом, ликвидацию косвенных налогов, запрещение детского труда и сокращение рабочего времешг, отмену паспортной системы и установление свободного передвижения населения. Предусматривались также право сельской общины самостоятельно решать все свои внутренние дела (распределение земли, налогов и пр.) и учреждение производительных ассоциаций, ссудных касс и дарового кредита рабочим ассоциациям и крестьянским общинам.

 

Рабочее движение уже выдвигало, хотя и но всегда четко сформулированные, собственные задачи, призывая к единству рабочих России и Западной Европы. Передовые рабочие, преодолевая аполитизм народничества, поднимали знамя борьбы за завоевание политических свобод.

 

Член редакции «Земли и воли» Д. А. Клеменц в специальной статье приветствовал первый опыт самостоятельной социалистической организации русских рабочих, однако упрекал ее в подражании программе немецких социал-демократов и в слишком большом, по его мнению, внимании к требованию политических свобод. Им были сделаны также замечания по аграрному и организационному вопросам.

 

Руководители «Союза» отвели упрек по основному вопросу — о значении политических свобод. В их ответе, опубликованном на страницах того же журнала «Земля и воля», проводилась резкая грань между пробудившимися к сознательной деятельности передовыми рабочими-революционерами и забш* тыми крестьянами. «Мы сплачиваемся, организуемся,— говорилось в ответе,— берем близкое нашему сердцу знамя социального переворота и вступаем на путь борьбы. Но мы знаем также, что политическая свобода может гарантировать нас и нашу организацию от произвола властей, дозволит нам правильнее развить свое мировоззрение и успешнее вести дело пропаганды,— и вот мы, ради сбережения своих сил и скорейшего успеха, требуем этой свободы, требуем отмены разных стеснительных „положений11 и „уложений11».

 

Ответ членов «Северного союза» на статью «Земли и воли» свидетельствовал, как и сама программа «Союза», о зарождении у передовых русских рабочих классовой пролетарской сознательности. «Будущий историк революционного движения в России, — указывал впоследствии Плеханов,— должен будет отметить тот факт, что в семидесятых годах требование политической свободы явилось в рабочей программе раньше, чем в программах революционной интеллигенции»

 

Руководители «Северного союза» стремились оказать действенную помощь рабочим в борьбе с эксплуататорами. В янваг ре 1879 г. на Новой бумагопрядильне началась забастовка, поддержанная ткачами фабрики Шау. Непосредственное участие в руководстве ею принимали деятели «Союза» и земле-вольцы.

 

Руководство «Северного союза» пыталось образовать филиал организации в Москве, стремилось к установлению контактов с западноевропейскими и польскими рабочими, к созданию своего подпольного печатного органа. В январе 1879 г. по доносу предателя были арестованы Обнорский и ряд других активных членов организации, что очень отразилось на всей ее деятельности.

 

Последним актом «Северного союза» было издание в начале 1880 г. в собственной подпольной типографии нелегального листка «Рабочая заря», посвященного характеристике положения рабочих. Листок призывал к единству, сплоченности, указывая на пример рабочих стран Западной Европы, которые, объединившись, стали «грозной силой».

 

Первые пролетарские организации в России охватывали небольшой круг сознательных рабочих. Тем не менее они сыграли крупную роль в пробуждении классового самосознания, в начальном процессе сплочения передовых пролетариев, в освобождении их от аполитизма. Уже в то время русские рабочие-революционеры знали о деятельности Интернационала, руководимого Марксом, овладевали опытом международного рабочего движения, воспринимали идеи пролетарской солидарности. Рабочее движение конца 70-х годов заняло свое место в событиях возникшей в России новой революционной ситуации.

Категория: История | Добавил: fantast (21.09.2018)
Просмотров: 1393 | Рейтинг: 2.5/2