Кризис в народничестве в 70-е годы 19 века в России Развитие революционно-демократического движения, брожение в крестьянстве, рабочее движение, рост либеральной оппозиции, ропот и открытые выступления студенчества — все говорило о необходимости политических перемен. В этой обстановке большая часть революционных народников пересмотрела свою тактику и вопреки утопической теории, отрицавшей политическую борьбу, вступила в единоборство с царизмом за политическую свободу посредством индивидуального террора.
В ответ на преследования, мстя за гибель товарищей, народники осуществляют ряд террористических актов. В январе 1878 г. В. Засулич стреляет в Трепова. В начале февраля в Ростове убивают шпиона Никонова, в конце месяца в Киеве совершается покушение на товарища прокурора Котляревского. В мае в Киеве происходит убийство жандармского офицера барона Гейкинга. 4 августа Кравчинский в столице кинжалом поражает шефа жандармов генерала Мезенцова. В феврале 1879 г. в Харькове смерть от руки революционеров настигает губернатора князя Д. Н. Кропоткина. Тогда же в Москве расправляются с провокатором, выдавшим Обнорского, а в марте Мирский совершает дерзкое покушение на шефа жандармов Дрентельна. Во время налетов полиции и жандармов на явочные квартиры революционеры защищаются с оружием в руках. Совершается ряд удачных побегов из тюрем, предпринимаются попытки вооруженного нападения на жандармов с целью освобождения арестованных товарищей.
Эти активные формы борьбы поглощали все больше сил и средств, приток же тех и других в поселения к «деревенщикам» затормозился. Новые поселения почти не возникали. В Киеве и Одессе (сторонники В. Осинского), а затем в Петербурге среди членов основного кружка землевольцев (А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов и др.) появилось новое направление, выдвигавшее на первый план завоевание политической свободы и рассматривавшее террор уже не только как средство самозащиты, а как одну из основных, если не основную, форму борьбы. Его представители считали работу «деревенщиков» ненужной и даже ошибочной.
Споры, возникавшие между «политиками» и «деревенщиками», не мешали им первое время оставаться в одной организации, хотя занимались они разными делами. «Деревенщики» вели агитацию в народе, террористы совершали один террористический акт за другим, вербуя новых сторонников.
Назревший с 1878 г. среди части землевольцев поворот в сторону политической борьбы и террора нашел отражение в отдельных публицистических выступлениях. Так, например, в апреле 1878 г. Н. К. Михайловский в «Летучем листке» № 1 прямо говорил, что ближайшей исторической необходимостью для России является борьба за конституцию, за созыв земского собора. Эта борьба, начатая революционными народниками стихийно, постепенно осознавалась, выдвигаясь на первый план.
Споры между землевольцами достигли большой остроты весной 1879 г., когда «деревенщик» А. Соловьев, изверившись в старой тактике, прибыл в столицу с намерением убить царя, полагая, что этим он подтолкнет народ к восстанию, Соловьев обратился за помощью к «Земле и воле». В ней при обсуждении вопроса о цареубийстве произошел бурный спор. Плеханов и Попов решительно высказались против намерения Соловьева. Они указывали, что после каждого террористического акта происходят полицейские погромы, нарушающие деятельность организации, что поединки с правительством, волнуя воображение молодежи, отвлекают ее от работы среди крестьян.
Однако сторонники политического террора шли своим путем. Соловьев, поддержанный А. Квятковским и А. Михайловым, 2 апреля произвел покушение на Александра II, но был схвачен и казнен. Покушение вызвало многочисленные аресты как в столице, так и в провинции. Ряд поселений народникам пришлось спешно оставить, чтобы уберечься от арестов.
После покушения Соловьева Плеханов и Попов, рассчитывая на сочувствие и поддержку «деревенщиков», поставили вопрос о съезде общества, чтобы пресечь гибельное, по их мнению, увлечение политической борьбой, терроризмом. Сторонники последнего весной 1879 г. образовали внутри «Земли и воли» обособленную, тайную от остальных членов организации группу с целью осуществления политического террора, назвав ее «Свобода или смерть». В нее вошли А. Квятковский, Н. Морозов, Л. Тихомиров, А. Баранников и др.
12 марта 1879 г. вышел впервые «Листок „Земли и воли11» со штампом «Исполнительного комитета». «Политическое убийство — это осуществление революции в настоящем»,— писал Н. А. Морозов в № 2—3 «Листка». В нем проводилась мысль, что террор— оружие более грозное, чем «годы пропаганды», «волнения молодежи», «века недовольства», что против террористических действий бессильны грозные армии и легионы шпионов. Таким образом, несмотря на то, что среди сторонников терроризма были лица, рассматривавшие его как временную, вынужденную меру, считавшие, что «будущее— время массовых движений», Морозов и некоторые другие увлеклись террором, подменяя им народную революцию.
В. И. Ленин впоследствии определял террор как специфически интеллигентский способ борьбы. Террор, по его словам, был заговором интеллигентских групп, местью отдельным лицам. Он был совершенно не связан ни с каким настроением масс, не «подготовлял никаких боевых руководителей масс. Террор был результатом, — а также симптомом и спутником — неверия в восстание, отсутствия условий для восстания» *.
В середине июня 1879 г. в Липецке состоялся съезд сторонников политического направления. На нем завершилось их организационное объединение, была намечена программа, уточнена тактика. Участники Липецкого съезда решили по возможности не порывать с «Землей и волей», а завоевать ее изнутри. В качестве первого шага было решено добиваться во время общего съезда внесения дополнений к старой программе в духе новой, выработанной в Липецке. Участников Липецкого съезда объединяло стремление «сломить деспотизм». В понимании этой цели и особенно средств ее реализации между участниками съезда обнаружились расхождения: обозначились три основные тенденции, проявившиеся впоследствии внутри новой партии «Народная воля»1 2. Н. Морозов и Г. Гольденберг в качестве решающей формы выдвигали террористическую борьбу («по способу Вильгельма Телля»). Л. Тихомиров, М. Ошанина и др. считали возможным осуществить переворот путем заговора, силой замкнутой боевой организации («захват власти»). Третью группу возглавил А. Желябов, стремившийся дополнить действия заговорщиков-террористов организацией революционных сил в демократической общественной среде, в народе, в армии. Политический террор признавался им лишь как одна из форм борьбы. Однако на практике и революционеры «Желябовского толка» все более и более увлекались террором. На Липецком съезде Желябов был введен в состав Исполнительного комитета и вскоре стал самым авторитетным руководителем политического направления в народничестве.
Андрей Иванович Желябов родился в 1851 г. в Крыму в семье дворового крепостного крестьянина. С детства запомнил он картины истязания своих родичей помещиками. На путь революционной борьбы Желябов вступил, будучи студентом Новороссийского университета. Через некоторое время он входит в одесский кружок Ф. Волховского, участвует в пропаганде среди рабочих и интеллигенции. Позже он называл эти годы розовой, мечтательной юностью революционного народничества. В конце 1874 г. Желябов был арестован, затем освобожден под залог. По «Большому процессу» (193-х) он был оправдан, уехал на Украину, где работал среди крестьян Подольской губернии, постепенно пересматривая основы революционной деятельности. «Все толкало меня...,— говорил Желябов в речи на суде,—на борьбу с правительственною системою». Узнав об образовании в «Земле и воле» политического направления, он стал сближаться с его сторонниками, что привело Желябова на Липецкий съезд.
Плеханову и Попову, возглавившим борьбу против полити-ков-террористов, не удалось сплотить вокруг себя большинство организации. Растущее разочарование в деревенской работе, требование политических свобод со стороны разных кругов русского общества, жажда мести за гибнущих от рук палачей товарищей — все это влияло на землевольцев, мешало им безоговорочно осудить новое направление.
Сразу вслед за Липецким открылся в Воронеже общий съезд землевольцев. Основная борьба развернулась между Плехановым и Желябовым. Первый доказывал, что террор ослабит не правительство, а революционеров, что в лучшем случае будет «вставка трех палочек, вместо двух при имени „Алек-сандр“», что борьба за конституцию — измена народному делу, что нужно сосредоточить все усилия на революционной деятельности в народе под прежним знаменем. Желябов же считал, что работа в деревне при отсутствии элементарных политических свобод бесплодна, что «деревенщики» не революционеры, а культурники. Видя, что большинство не идет за ним, Плеханов покинул съезд.
Постановления съезда носили компромиссный характер, все его участники боялись потери сил от разъединения. Формулировки программы «Земли и воли» давали каждой стороне возможность толковать ее в свою пользу. Деятельность в народе было решено продолжать, но признавался и политический террор. Орган «Земля и воля» должен был сохранять дух программы общества, а «Листок „Земли и воли“» получил санкцию издаваться в качестве агитационного прибавления. Основное решение съезда, сохранившееся в записи Морозова, гласило: «Так как русская народно-революционная партия с самого возникновения и во все время своего развития встречала ожесточенного врага в русском правительстве, так как в последнее время репрессалии правительства дошли до своего апогея, съезд находит необходимым дать особое развитие'1 де-зорганизационной группе в смысле борьбы с правительством, продолжая в то же время и работу в народе в смысле поселений и народной дезорганизации» '. В соответствии с этим решением предусматривалось, что часть денежных средств организации (не более трети) будет направляться на финансирование террористической деятельности.
Хотя в решениях съезда террор рассматривался как оборонительная мера и дело не всей организации, а лишь одной из ее групп, все же политики-террористы добились многого. Было признано необходимым усилить их деятельность. Террористы сохранили печатный орган и получили денежные средства. Съезд был использован ими для смотра и сплочения своих сил. Логическим завершением развернувшейся борьбы двух направлений был раскол «Земли и воли» на две организации: «Черный передел» и «Народную волю». Он произошел 15 августа 1879 г. па петербургском съезде общества. | |
Просмотров: 1288 | |