Русско-французское сотрудничество в Европе в 1859—1863 гг. Дальний Восток

Русско-французское сотрудничество в Европе в 1859—1863 гг. Дальний Восток

Причины сближения с Францией.

Для пересмотра Парижского трактата царская Россия нуждалась в поддержке какой-либо европейской державы. Союз или сотрудничество с Францией казались возможными с тех пор, как во время Парижского конгресса Наполеон III по ряду пунктов поддержал Россию против Англии и Австрии. Крымская война не принесла Франции территориальных приобретений. Французская буржуазия мечтала о захвате Савойи, Ниццы и левого берега Рейна. Правительство Наполеона III намеревалось использовать итальянское национально-освободительное движение против Австрии, а в войне с нею ему нужен был союзник. Наполеон III решил сблизиться со своим недавним противником — Россией. Русское правительство со своей стороны хотело разъединить участников Парижского мира и нри содействии Наполеона III добиться его пересмотра.

 

На торжестве в Москве по случаю коронации Александра II в августе 1856 г. присутствовал один из самых доверенных лиц Наполеона III, его сводный брат герцог де Морни, давнишний сторонник сближения с Россией, впоследствии женившийся на русской и слывший в Париже главой «русской партии». Русская аристократия принимала его с распростертыми объятиями. В те же дни Париж восторженно принимал нового русского посла П. Д. Киселева.

 

Морни в беседах с царем и Горчаковым распространялся о пользе франко-русского сближения. Французскому министру иностранных дел Валевскому он писал, что Россия — «единственная держава, которая согласится на любое увеличение территории Франции», и что она поможет «нейтрализовать Германию», если когда-либо придется «перекроить карту Европы». Сам крупный капиталист, Морни добивался от царского правительства экономических льгот для французских фабрикантов и купцов. «Я вижу в России рудник для французской эксплуатации»,— писал он.

 

В сентябре 1857 г. в Штутгарте состоялось свидание Наполеона III с Александром II при участии министров иностранных дел. Французского императора интересовали прежде всего итальянские дела. Он напрямик спросил царя, какую позицию займет Россия, если Франция начнет войну в Италии. Александр II ответил, что не собирается «повторить 1849 г.» и не станет поддерживать Австрию. Взамен царь желал получить от Наполеона III согласие на пересмотр Парижского мира. В туманных выражениях Наполеон III обещал содействовать царскому правительству в этом вопросе и вообще в ближневосточных делах.

 

Дальнейшие беседы протекали менее гладко. Наполеон III поддерживал польских эмигрантов, имея в виду в будущем отторжение Польши от России и превращение ее в зависимое от Франции государство. Он сказал царю, что есть вопрос, который может стать «щекотливым» в отношениях между Россией и Францией,— это Польша. Здесь он, французский император, имеет обязательства перед «общественным мнением» и не может от них отречься. Александр II был взбешен. Все газеты приводили слова, гневно сказанные царем своим приближенным: «Со мною осмелились заговорить о Польше!» Тем не менее царское правительство рассматривало штутгартское свидание как некоторый успех. Киселев писал Горчакову: «Мы вышли из изоляции». Было положено начало сотрудничеству России с Францией в итальянских и балканских делах. Однако французский император не дал ясного согласия на пересмотр Парижского мира.

Категория: История | Добавил: fantast (24.09.2018)
Просмотров: 759 | Рейтинг: 0.0/0