Россия и Ближний Восток в конце 60-х годов 19 века Восточный вопрос оказал решающее влияние на позицию России во время австропрусской войны. Он продолжал оставаться главным во внешней политике царского правительства и в последующие годы. Значение его увеличивалось с ростом вывоза хлеба и других товаров из России через черноморские проливы и бурным экономическим развитием ее южных окраин. В 1866 г. положение на Ближнем Востоке резко осложнилось в связи с новым подъемом национально-освободительного движения среди народов Балканского полуострова.
Отношение правящих кругов России к этим событиям оставалось двойственным. Они были не прочь поддержать освободительную борьбу греков и славян с целью усиления русского влияния. Панслависты, и в числе их русский посол в Константинополе Н. П. Игнатьев, старались подтолкнуть правительство к решительным действиям, мечтая об объединении всех славянских народов под «сенью крыл русского орла». Но царь, Горчаков и большинство влиятельных сановников считали, что Россия еще не подготовлена к немедленному «разрешению» восточного вопроса. Царское правительство продолжало попытки достигнуть соглашения с Францией и тщетно пыталось склонить Наполеона III к оказанию более действенной поддержки национально-освободительному движению на Балканах.
В первой половине 1866 г. в центре ближневосточной политики находились события в румынских княжествах. В феврале князь Куза, вызвавший своей полйтикой недовольство крупных бояр, был свергнут. В Петербурге считали Кузу марионеткой Франции и радовались его падению, но опасались возведения на бухарестский престол нового ставленника Наполеона III. В мае 1866 г. на румынском престоле утвердился Карл Гоген-цоллерн — родственник прусского короля.
Создание единого румынского государства подрывало устои Парижского мира и в конечном счете было выгодно России. Царское правительство примирилось с избранием на престол Гоген-цоллерна, но старалось воспользоваться этим в своих интересах. Горчаков рассчитывал в будущем урегулировать с Румынией вопрос о возвращении России Южной Бессарабии, а Карл со своей стороны старался сблизиться с царским правительством. В 1868 г. последовало официальное признание его Россией. В августе 1866 г. население Крита восстало против турецкого господства и потребовало присоединения к Греции. Против восставшего острова была брошена 40-тысячная турецкая армия, но борьба затянулась на долгие месяцы.
Царское правительство с самого начала выступило в защиту восставших и высказалось за немедленную передачу Крита Греции. Но Англия и Австрия не поддержали это предложение. Франция же выдвинула проект реформ в Турецкой империи, которые имели целью «централизовать» ее и облегчить размещение в ней французских капиталов. План этот отвергли в Петербурге, ибо царской России было выгодно расширять автономию угнетенных Турцией христианских народов, а не помогать укреплению над ними турецкого владычества. «Я занят только христианами»,— сказал Горчаков.
Тем временем на Крите турецкие войска продолжали громить восставших. Россия настаивала на вооруженном вмешательстве держав, но Франция высказалась против, не желая присоединения острова к Греции. Позиция Франции привела к тому, что Турция отвергла предъявленные ей требования и подавила восстание.
Русская дипломатия действовала и в пользу Сербии, давно уже требовавшей вывода турецких войск из Белграда и двух других крепостей. Вначале турецкие министры заявили русскому послу Игнатьеву, что уступки белградской цитадели можно добиться, «только перейдя через их трупы», но события на Крите и страх перед возможностью всеобщего восстания народов Балканского полуострова против турецкого владычества вынудили Порту уступить. В 1867 г. турецкие гарнизоны, наконец, покинули сербские крепости, и лишь турецкий флаг рядом с сербским напоминал в них о вассальной зависимости Сербии от султана. Игнатьев и другие панслависты поддерживали попытки сербского князя Михаила Обреновича подготовить союз Сербии с Черногорией, Грецией и Румынией и связаться с болгарским революционным движением. Турция и Австро-Венгрия не желали допустить этого. В 1868 г. в Белграде произошел государственный переворот. Князь Михаил был убит, и в Сербии укрепилось влияние Австрии. | |
Просмотров: 886 | |