Война с бухарским эмиром После занятия русскими войсками Ташкента начались столкновения с Бухарой. Эмир бухарский, продвигавшийся в глубь территории Кокандского ханства, требовал освобождения Ташкента. 8 мая 1866 г. русские войска нанесли войскам эмира тяжелое поражение у Ирджара. 24 мая был взят Ходжент. В августе Ташкент, Ходжент, Зачирчикский край были включены в пределы Российской империи. Попытка эмира заключить мир не увенчалась успехом. 2 октября 1866 г. была взята бухарская крепость Ура-Тюбе, 18 октября — г. Джизак, через некоторое время — Яны-Курган. Таким образом, в 1864—1866 гг. к Российской империи были присоединены части владений Кокандского ханства и часть земель Бухарского эмира. Из всех этих земель в 1867 г. было образовано Туркестанское генерал-губернаторство.
К. П. Кауфман, назначенный туркестанским генерал-губернатором, вел мирные переговоры с эмиром, которые время от времени прерывались военными действиями. Но выступить решительно против Бухары Кауфман боялся, так как не был уверен в спокойствии населения завоеванного края. Свои опасения Кауфман выразил в письме военному министру Милютину от 13 ноября 1867 г. Он считал нужным прежде заняться организацией внутреннего управления в Туркестанском генерал-губернаторстве и, кроме того, заключить соглашение с кокандским ханом Худояром.
По этому вопросу возникли разногласия. Представители Военного министерства стояли за активные действия против эмира, им возражало Министерство иностранных дел. Царь поддержал точку зрения Военного министерства. Заключение договоров с бухарским эмиром и кокандским ханом Весной 1868 г. бухарский эмир, отказавшись подписать договор, предложенный ему Кауфманом, объявил «газават» (войну против неверных) и послал эмиссаров в Коканд, Кашгар, Хиву, Афганистан, Турцию и Ост-Индию.
В ответ на появление бухарских отрядов у Джизака и Яны-Кургана Кауфман предпринял наступление в направлении Самарканда, который занял без боя 2 мая. Взятие Самарканда облегчалось тем, что в этом городе, как и в Бухаре в целом, происходила борьба между отдельными группами населения. Сторонники сдачи города открыли войскам Кауфмана городские ворота. На мирные предложения Кауфмана эмир не дал определенного ответа, и царские войска продолжали продвигаться в глубь территории Бухары. Главные силы эмира были разбиты Кауфманом 2 июня под Зерабулаком. Но в это время в Самарканде вспыхнуло восстание. Немногочисленный русский гарнизон в Самарканде был осажден в крепости и подвергался атакам превосходящих сил бухарцев. Узнав о положении в Самарканде, Кауфман двинулся на помощь гарнизону и, преодолев упорное сопротивление восставших, снова овладел городом. После этого эмир бухарский был вынужден заключить с Кауфманом соглашение. По договору от 23 июня 1868 г. эмир уступил России Самаркандский и Катта-Курганский округа, согласился уплатить 500 тыс. руб. сер. контрибуции, признал над собой царский протекторат, предоставил русским купцам свободный въезд в Бухару и уравнял их с мусульманами в платеже торговых пошлин.
Еще до взятия Самарканда, в феврале 1868 г., Кауфман заключил договор с кокандским ханом Худояром, по которому хан отказался от занятых русскими кокандских городов, разрешил русским купцам пребывание в ханстве, допустил транзит русских товаров через Коканд. Заключение договора с кокандским ханом возбудило среди русского купечества интерес к соседнему Кашгару.
Кашгар тогда не подчинялся китайскому правительству, во главе его стоял бывший правитель Ак-Мечети Якуб-бек, захвативший власть в Кашгарии в 1867 г. Царское правительство вступило с ним в переговоры для установления нормальных торговых отношений и получило устное согласие. В то же время Англия стремилась оказать на Якуб-бека давление и сделать Кашгарию рынком для своих товаров. К Якуб-беку неоднократно посылались английские агенты. Поскольку Якуб-бек был связан с англичанами, царское правительство со своей стороны летом 1871 г. оккупировало Илийский край (Кульд-жинский район), чтобы преградить Якубу путь из Кашгарии на север через Музарайский перевал на Тянь-Шане. После этого местное семиреченское начальство, пользуясь поддержкой Кауфмана, намеревалось начать военные действия против Якуб-бека. Но царское правительство, опасаясь английской агрессии, не дало на это согласия, ограничившись тем, что не допустило Якуба в Кульджу. В апреле 1872 г. в Кашгар было отправлено посольство во главе с капитаном Каульбарсом, который заключил с Якуб-беком торговый договор. Такой же договор с ним в 1874 г. заключили и англичане. В 1877 г. Якуб-бек умер, и вскоре в Кашгарии и вообще в западных провинциях Китая восстановилась власть китайского правительства, которому в 1881 г. Россия возвратила Кульджу. Занятие побережья Красноводского залива В результате военных действий и дипломатических актов в 60-х годах царское правительство утвердило свое влияние в Коканд-ском ханстве и Бухарском эмирате. Это дало возможность поставить вопрос о занятии части юго-восточного побережьья Каспийского моря как отправного пункта для движения на Восток. Внимание как кавказских и туркестанских властей, так и центрального правительства в Петербурге было обращено на Красноводский залив.
Туркмены, населявшие восточное побережье Каспийского моря, подвергавшиеся притеснениям со стороны Персии, Хивы и соседних казахских родов, неоднократно через своих ханов, еще в XVIII в., обращались к царскому правительству с просьбами о покровительстве и принятии их в подданство России. Царское правительство постоянно им в этом отказывало, опасаясь возбудить подозрения Англии и враждебное отношение со стороны Персии. И в 60-х годах XIX в. оно придерживалось той же тактики: в 1865 г. оно отказалось принять в русское подданство туркмен части иомудского племени во главе с Ка-дыр-ханом, населявших остров Челекен. Так же поступило правительство в отношении хана Ата-Мурада, просившего защиты от хивинского хана. Разрешив ему перекочевать с 10 тыс. кибиток к Валханскому заливу, оно, однако, отказало ему в подданстве.
Воздерживаясь от военных действий на побережье Каспийского моря, царское правительство стремилось развивать с турк-менами-иомудами мирные отношения посредством торговых связей и научных экспедиций.
Неудача военно-топографической экспедиции полковника Дандевиля в 1859 г., встретившей противодействие туркменских старшин, вынудила царское правительство временно отложить обсуждение вопроса о занятии побережья Красноводского залива. Оно вернулось к нему лишь в конце 1864 г. В 1869 г. на побережье Красноводского залива со стороны Кавказа был высажен десант.
После занятия побережья Красноводского залива и постройки укрепления жизнь края несколько оживилась. Установились дружественные отношения с иомудами. Наладились регулярные пароходные рейсы между Баку и Красноводском. На побережье было основано русское поселение, в котором, кроме русских, к весне 1870 г. постоянно жило до 2,5 тыс. туркмен и персов.
В начале 70-х годов из двух приставств — Мангышлакского и Красноводского был образован Закаспийский военный отдел с центром в Красноводске. Отдел находился в ведении кавказских властей. Этот акт укрепил положение России на восточном побережье Каспийского моря. Русская буржуазия проявила большой интерес к Красновод-ску. Ее представители высказывали пожелание об установлении торгового пути от Каспийского моря на Восток. Первый съезд русских фабрикантов и заводчиков отметил в своей резолюции от 16 июня 1870 г., что открытие пути через Красиоводск привело бы к удешевлению среднеазиатского хлопка. | |
Просмотров: 678 | |