Взятие Геок-Тепе Занятие побережья Красноводского залива и установление протектората над Хивой и Бухарой привело к распространению влияния России на значительную часть Туркмении.
Вопрос о подчинении остальной ее части возник в связи с англо-русским соперничеством в Средней Азии, в частности с англо-афганской войной 1878—1880 гг. Захват английскими войсками крепости Кветты, расположенной к югу от Афганистана, вызвал недовольство афганского эмира Шир-Али. Английское правительство потребовало принять в Кабуле миссию во главе с Невилем Чемберленом, но получило отказ эмира, надеявшегося на помощь со стороны России. Тогда в ноябре 1878 г. Англия начала военные действия против Афганистана. Заняв в конфликте Англии с Афганистаном нейтральную позицию и учитывая активизацию английских происков в Туркмении, царское правительство решило воспользоваться англоафганской войной для отправки из Красноводска военной экспедиции в Ахал-Текинский оазис с целью овладения им и его укрепленным центром Геок-Тепе. 12-тысячный отряд под начальством генерала Лазарева, смененного во время похода генералом Ломакиным, выступил из Красноводска в июле 1879 г. и, подойдя к Геок-Тепе, 28 августа начал штурм крепости. К моменту штурма русский отряд состоял из 3 тыс. солдат. После ожесточенного боя, понеся большие потери, отряд генерала Ломакина принужден был отступить.
Неудача под Геок-Тепе была не только ударом по престижу царского правительства, но могла иметь и весьма серьезные последствия, принимая во внимание деятельность английских агентов среди туркмен Ахал-Текинского оазиса. На совещании в феврале 1880 г. Милютин, выступая по вопросу о походе в Туркмению, сказал: «Без занятия этой позиции Кавказ и Туркестан будут всегда разъединены, ибо остающийся между ними промежуток уже и теперь является театром английских происков, в будущем же может дать доступ английскому влиянию непосредственно к берегам Каспийского моря» '.
«Московские ведомости» писали, что неудача у Геок-Тепе «отзовется во всем Туркестане, а потому нужно принять своевременные меры, чтобы к весне восстановить наше утраченное влияние».
В 1880 г. была снаряжена вторая экспедиция в Ахал-Текинский оазис во главе с генералом Скобелевым. На этот раз была проведена тщательная подготовка. Отряд был гораздо лучше вооружен, на пути его следования были созданы хорошо организованные базы. Кроме того, в связи с походом была начата постройка первой линии железной дороги в Средней Азии — от побережья Каспийского моря в глубь туркменских степей.
В мае 1880 г. начался поход царских войск. После трехнедельной осады и последовавшего затем штурма Геок-Тепе крепость пала 12 января 1881 г. 18 января царские войска заняли аул Ашхабад, а затем и другие селения. Бои под Геок-Тепе носили ожесточенный характер. Туркмены упорно защищали крепость, но преимущества были на стороне несравненно лучше вооруженных и организованных русских войск. 6 июня 1881 г. Александр III утвердил представление кавказского наместника, согласно которому вновь занятые земли Ахал-Текинского оазиса вместе с Закаспийским военным отделом образовали Закаспийскую область с центром в г. Асхаба-де, основанном рядом с аулом Ашхабад. Область была подчинена кавказскому наместнику.
Для упрочения своего господства в занятых землях и в целях распространения влияния на еще не завоеванные территории Туркмении царские власти стремились подарками и чинами привлечь на свою сторону туркменскую знать. И это им в значительной степени удалось. Среди изъявивших покорность туркменских феодалов были такие видные лица, как один из активнейших руководителей оборопы Геок-Тепе Тыкма-сердар, сын и преемник хана Ахала и Мерва Нурберды-хана Махтум кули-хан, возглавлявший сопротивление царским войскам. Занятие Мерва После взятия Геок-Тепе Скобелев получил распоряжение Милютина приостановить дальнейшее движение в глубь Туркмении. Таким образом, Мерв пока оставался вне военных планов царской политики в Средней Азии. Но царское правительство предполагало занять его в будущем. Об этом свидетельствует отправка в Мерв каравана владельца крупного текстильного предприятия Н. Н. Коншина. Инициатива организации этого каравана принадлежала Военному министерству. В феврале 1882 г. с караваном в Мерв прибыли доверенный фирмы С. Я. Косыха и прапорщик М. Алиханов под видом приказчика. Предприятие, таким образом, имело характер разведки.
Между тем англо-афганская война закончилась подписанием английским правительством 10 июля 1880 г. соглашения с афганским эмиром Абдурахманом, который признал зависимость Афганистана от Англии во внешних сношениях: с 1883 г. Абдурахман стал получать постоянную субсидию от англо-индийского правительства для защиты северо-западной границы Афганистана.
Осенью 1883 г. в Мургабском оазисе появились англо-афганские агенты, которые вели агитацию против России. Под влиянием этой агитации отдельные отряды туркмен перешли границу персидской провинции Хорасан. Это дало повод командующему войсками Закаспийской области генералу А. В. Комарову направить в конце 1883 г. к р. Теджен (в направлении к Мерву) отряд под начальством полковника А. Муратова. Подойдя к Карры-Бенту, Муратов отправил в Мерв офицера М. Алиханова с конвоем, в сопровождении Махтум кули-хана. Алиханов уговаривал влиятельных ханов признать власть царского правительства. Вдова текинского хана Нурберды ханша Гюль Джамал согласилась созвать всех «родовых старшин». На этом съезде (генгеше), состоявшемся 1 января 1884 г., присутствовал и Алиханов, который в своей речи сказал: «Теперь прошел и для Мерва предварительный период увещаний и доброго слова, неуспех которых привел Хиву и Ахал к падению» В сложившейся обстановке туркменские старшины решили принять русское подданство. В конце января 1884 г. из Мерва в Асхабад прибыли четыре хана и 24 старшины и приняли присягу на подданство России. В марте русские войска вошли в г. Мерв, встретив лишь незначительное сопротивление. Вслед за Мервом в 1884 г. в русское подданство перешли турк-мены-сарыки Иолотанского оазиса и салыры (салоры) Сарахса. Последний оазис был окончательно присоединен к России в 1886 г. | |
Просмотров: 1404 | |