Технический прогресс в промышленности в 80-90-х годах 19 века в России Технический прогресс в промышленности ускорился. В 1875—1878 гг. на одного рабочего приходилось 0,09 лошадиной силы в двигателях, в 1891 г. — 0,27 и в 1900 г.— 0,65. Однако между отдельными отраслями промышленности существовало большое различие в уровне механизации.
В черной металлургии первые опыты получения стали при помощи бессемеровских конвертеров и мартеновских печей были сделаны уже через несколько лет после их изобретения, но в практику эти новшества внедрялись очень медленно. В 1884 г. на долю мартеновских печей и бессемеровских конвертеров приходилась лишь четвертая часть всей выплавки. В 1894 г. она уже превысила половину, а к концу столетия роль пудлингования почти сошла на нет.
В сахарной промышленности еще в 70-х годах стал распространяться новый способ получения свекловичного сока при помощи диффузии. В 90-х годах он полностью вытеснил старый способ путем прессования.
Прогресс техники повлек за собой значительное повышение производительности труда рабочих. За 12 лет, с 1878 по 1890 г., в обрабатывающей промышленности она поднялась на 12%, с 1890 по 1900 г., за 10 лет, — на 25 %. Концентрация производства Во всех капиталистических странах происходил процесс концентрации производства, так как крупные предприятия обычно обладают техническим преимуществом перед мелкими. В России благодаря ряду исторических особенностей, которые во многом были следствием ее экономической отсталости, концентрация производства достигла больших размеров, чем в передовых капиталистических странах. Особенно велика была она в хлопчатобумажной промышленности, в машиностроении и в черной металлургии Юга. В хлопчатобумажной промышленности концентрация производства стала развиваться раньше, чем в других отраслях. Когда еще в 40—50-х годах в России начало быстро расти бумагопрядение, постройка бумагопрядильных предприятий обходилась дорого. Естественно, что за нх основание взялись владельцы наиболео крупных ситцепечатных производств, раздававших крестьяпам-кустарям импортную пряжу для ткачества. Когда несколько позже эти предприниматели перешли к замене раздаточной системы механическим ткачеством, им пришлось вследствие больших размеров их производства строить обширные фабрики. Так в хлопчатобумажной промышленности складывались производственные комбинаты, объединявшие в одном предприятии (в противоположность Англии, где преобладали специализированные фабрики) бумагопрядение, ткачество и ситцепечатание и занимавшие тысячи рабочих.
Спрос на отдельные виды машин в России был сравнительно невелик. Рассчитывать на экспорт своей продукции русское машиностроение не могло. Владельцам машиностроительных заводов приходилось вырабатывать разнообразный ассортимент машин и даже изготовлять другие изделия из металла. Это было под силу только очень крупным предприятиям.
Что касается предприятий транспортного машиностроения, то здесь паровозо- и вагоностроительные заводы получали финансовую поддержку от казны.
В металлургии Юга иностранный акционерный капитал предпочитал строить крупные предприятия, как дающие наибольшую прибыль. Нужды концентрации производства часто делали необходимой организацию акционерных предприятий, так как отдельные капиталисты далеко не всегда располагали средствами для постройки больших фабрик и заводов. Акционерные промышленные предприятия, по подсчетам С. Г. Струмилина, обладали к началу XX в. капиталами в 1401 млн. руб., в то время как на долю единоличных приходилось только 631 млн. руб., т. е. меньше половины общей суммы акционерных капиталов крупной промышленности. | |
Просмотров: 1312 | |