Изменение классовой структуры населения в пореформенной России 19 века. Рост населения и изменение его классовой структуры В 1860 г., по исчислению Центрального статистического комитета, в России (не считая Финляндии) проживало около 74 млн. человек, т. е. примерно столько же, сколько во Франции и на территории необъединенной еще тогда Германии, вместе взятых. Население состояло из двух основных классов-сословий феодального общества: крестьянства (включая ряд родственных в социальном отношении групп) и дворянства. Кроме того, имелись еще купцы и весьма немногочисленные по сравнению с крестьянами мещане. Купечество представляло собой торговую буржуазию, т. е. класс, свойственный не только капиталистическому, но и феодальному обществу. Мещане частично занимались ремеслом, частично мелкой торговлей. Но феодальные отношения накануне реформы 1861 г. находились в стадии разложения, которое, с одной стороны, затронуло старые классы-сословия, с другой — вело к зарождению новых капиталистических классов — пролетариата и буржуазии.
Развитие крупной промышленности создало в дореформенной России кадры рабочих, основным источником существования которых была заработная плата. Эти рабочие в большинстве являлись помещичьими крестьянами, платившими из своей заработной платы оброк помещику. Кроме того, часть рабочих была занята в промышленности в принудительном порядке. Промышленных рабочих дореформенной России еще нельзя считать пролетариатом, но предпролетариатом они, несомненно, были.
Одновременно из владельцев мануфактур и фабрик с вольнонаемным трудом в Центрально-промышленном районе уже начала складываться промышленная буржуазия — класс капиталистического общества. Однако ведущая роль в составе буржуазии продолжала принадлежать крупным торговцам и откупщикам.
В конце XIX в., по переписи 1897 г., в России насчитывалось около 126 млн. жителей, т. е. столько, сколько во Франции, Германии и Великобритании (без Ирландии), вместе взятых. Главной причиной столь большого увеличения населения России являлся его высокий естественный прирост. Рождаемость в России была гораздо выше, чем в Западной Европе, и, несмотря на значительно более высокий уровень смертности, естественный прирост был выше западноевропейского. Рост буржуазии В 80—90-х годах происходило дальнейшее экономическое усиление буржуазии. К 80-м годам сложился новый слой российских предпринимателей в сфере тяжелой промышленности и транспорта. В него входили представители мелкой буржуазии, беспоместного дворянства, бюрократии, военные инженеры, путейцы, частично прежние откупщики, банкиры и купцы. Характерными особенностями этого слоя буржуазии была тесная связь с правительственными кругами и неустойчивость состава. В то время как в текстильной промышленности образовались крупные фирмы, являвшиеся на протяжении десятков лет собственностью одних и тех же семейств — Морозовых, Коноваловых, Рябугаинских и др. (внешне это было замаскировано формами акционерных компаний, товариществ и т. н.), в тяжелой промышленности и на транспорте предприятия вследствие банкротств их владельцев переходили в руки правительства и иностранного капитала. Именно приток последнего создал прочную базу для тяжелой промышленности в 90-х годах (исключением была нефтяная промышленность).
Но прилив иностранных капиталов происходил в этот период главным образом в акционерной форме, и их владельцы по большей части не переселялись в Россию. Поэтому число иностранцев в составе русской буржуазии увеличивалось значительно медленнее, чем доля иностранного капитала в русской промышленности.
Акционерные общества в тяжелой промышленности и на транспорте учреждались в Петербурге, и здесь же обосновались банки, в которых иностранный капитал играл важную роль. Семейные предприятия, типичные для Центрально-промышленного района, в Петербурге составляли меньшинство. В Петербурге сложился крупнейший экономический центр, фондовая биржа которого, единственная в стране, имела всероссийское значение.
Текстильная промышленность Московско-Ивановского района продолжала развиваться исключительно высокими темпами, принося фабрикантам огромные прибыли. Даже в 90-е годы, когдд тяжелая промышленность испытывала наибольший подъем, уровень прибыли в хлопчатобумажном производстве был выше, чем в металлургии и угольной промышленности, и лишь немного ниже, чем в нефтяной. При этом уровень прибыли в текстильной промышленности был намного устойчивее.
Металлообрабатывающих предприятий в Московско-Ивановском районе было немного, и они принадлежали не местной буржуазии, а сторонним предпринимателям.
Капиталисты из крестьян и купцов предпочитали вкладывать капиталы в знакомые им сферы легкой промышленности и торговли, дававшие быстрые и большие прибыли. Поэтому развитие тяжелой промышленности и транспорта требовало государственных субсидий. Государство же значительную часть доходов направляло на военные нужды, а также на помощь помещикам и само нуждалось в средствах. Это создало благоприятные условия для привлечения иностранных предпринимателей.
Образование после реформы избытка дешевой рабочей силы, расширение внутреннего рынка обеспечивали буржуазии большие прибыли. Правительство оказывало ей прямую финансово-экономическую и политическую помощь. Этим объясняется отсутствие у буржуазии сколько-нибудь выраженной политической активности в этот период. По своим политическим взглядам представители крупной буржуазии пореформенной России былп по большей части реакционерами, в лучшем случае весьма умеренными либералами. Крупная буржуазия никакой борьбы с самодержавием не вела. Напротив, она искала в нем опоры в борьбе с рабочим движением. В своей экономической политике правительство все больше и больше считалось с интересами буржуазии. Но на первом плане для него до конца XIX в. оставались интересы «первенствующего сословия» — дворянства.
Развитие капитализма в районах с нерусским населением влекло за собой формирование национальной буржуазии. Но нередко русская буржуазия имела там торговые и промышленные предприятия. Происходило развитие капитализма вширь.
На Украине были капиталисты украинской, русской и еврейской национальностей. Мелкая буржуазия деревни — «куркули», как на Украине называли кулаков, была украинской по национальности, мелкая буржуазия многочисленных местечек — еврейской.
В Белоруссии и Литве среди буржуазии городов и местечек резко преобладали евреи, но были также белорусы, литовцы, русские и поляки.
В Латвии и Эстонии крупная, а также часть средней и мелкой буржуазии состояла из прибалтийских немцев.
На Кавказе ведущую роль играла армянская буржуазия, среди которой были как крупные, так и мелкие капиталисты. В Азербайджане имелись также и капиталисты азербайджанцы. В Грузии в составе буржуазии удельный вес грузин был незначительным.
В Средней Азии буржуазия состояла как из представителей местных национальностей, так и из русских. | |
Просмотров: 1085 | |