Развитие капитализма вширь в конце 19 века в России

Развитие капитализма вширь в конце 19 века в России

 

«Процесс образования рынка для капитализма,— писал В. И. Ленин,— представляет две стороны, именно: развитие капитализма вглубь, т. е. дальнейший рост капиталистического земледелия и капиталистической промышленности в данной, определенной и замкнутой территории,— и развитие капитализма вширь, т. е. распространение сферы господства капитализма на новые территории»

В пореформенной России капитализм развивался как вглубь, так и вширь. Капитализм разлагал натуральное хозяйство коренных народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Развитие хлопководства в Средней Азии чем дальше, тем больше превращало местное земледелие в товарное. На деньги, вырученные от продажи хлопка, приобретались промышленные изделия, в том числе и ситцы, выработанные из среднеазиатского хлопка на московских и ивановских фабриках. Привозные из Центральной России фабричные изделия вытесняли из потребления продукцию местных кустарей. Благодаря росту торговли увеличивалось население среднеазиатских городов за счет притока в них жителей не только из местных деревень, но и из Европейской России. Во главе торговли оказались русские фирмы, но в то же время росла и национальная торговая буржуазия. В частности, мелкие скупщики хлопка почти сплошь были представителями коренных национальностей края. Таким путем хозяйство Средней Азии приобретало типично колониальный характер. Колониальными были и методы управления царской администрации в. Средней Азии. Аналогичный процесс происходил и в Казахстане и на Кавказе.

 

Продукты бакинской нефтяной промышленности шли за пределы Азербайджана. На развитие народного хозяйства Закавказья эта отрасль промышленности оказывала сравнительно слабое влияние.

 

В Предкавказье близость к морю, благоприятные почвенноклиматические условия, строительство железных дорог и мощный приток в край населения из Центральной России создавали в пореформенную эпоху чрезвычайно выгодные условия для развития товарного земледелия. В то же время там почти не было крупного дворянского землевладения. Благодаря этому, как указывал В. И. Ленин, там нашел выражение американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве. Развитие капитализма вширь, следовательно, получило в Предкавказье несколько иной характер, чем в Закавказье и у горцев Кавказского хребта, где были сильны докапиталистические пережитки и где натуральное хозяйство в деревне сохранилось в весьма значительной степени. Но, как и Закавказье, Предкавказье было аграрным районом и служило рынком сбыта для промышленных товаров Центральной России.

 

На Южной Украине, на Дону и в степях Заволжья помещичье землевладение существовало, но благодаря земельному простору не могло сохранить крепостнических пережитков такой силы, как в центре. В. И. Ленин считал, что развитие капитализма вширь на этих территориях имело характер, аналогичный с его развитием на Северном Кавказе '.

 

Удаленность Сибири от рынков сбыта и плохое состояние путей сообщения сильно задерживали развитие в ней капиталистических отношений. Но развитие капитализма в России вширь захватывало и Сибирь. Проведение Сибирской железной дороги весьма содействовало этому. В земледельческой части Сибири, где было русское население, этот процесс проходил примерно в тех же формах, что и на Северном Кавказе и на южных и восточных окраинах Европейской России.

 

Жестокому национальному угнетению со стороны самодержавия подвергались не только колонии Российской империи. Этот гнет распространялся на все территории страны с нерусским населением. Но из этого не вытекает, что все эти территории были колониями в экономическом отношении. По уровню капиталистического развития, как это было показано выше, Украина, Молдавия, Белоруссия, Литва, Латвия и Эстония не уступали внутренним губерниям.

 

Уровень экономического развития отдельных местностей России был к концу XIX в. весьма различным. Как передовые в хозяйственном отношении, так и отсталые районы имелись и на территориях с русским населением и на территориях, где жили другие народы. Народное хозяйство России к концу XIX в. отличалось многоукладностью. Наряду с районами развитого капитализма в стране были местности с преобладанием докапиталистических и даже полупатриархальных отношений. Больше того, на одной и той же территории нередко сочетались развитая капиталистическая промышленность и отсталое сельское хозяйство, очень слабо связанные друг с другом в социально-экономическом отношении. Такое сочетание имело место не только на некоторых окраинах, как, например, в Азербайджане, где рядом сосуществовали нефтяная промышленность Баку и полукочевое сельское хозяйство, но даже (правда, не в столь ярко выраженной форме) и во многих местностях Центрально-промышленного района. Здесь в деревнях, соседствовавших с гигантскими текстильными фабриками, земледелие велось при помощи дедовской техники.

 

Характеризуя народное хозяйство России начала XX в., В. И. Ленин подчеркивал, что в стране сочетается «самое отсталое землевладение, самая дикая деревня — самый передовой промышленный и финансовый капитализм» *.

 

За пореформенное сорокалетие доля России в мировом промышленном производстве, согласно имеющимся в экономической литературе приблизительным подсчетам, увеличилась с 3,1 до 5%. Но уровень промышленного производства в последнем пятилетии XIX в. был в четыре раза ниже, чем в Великобритании, в три с половиной раза ниже, чем в Германии, и заметно уступал Франции, доля которой тогда составляла 7,1% мирового производства. А население России, так уже говорилось, равнялось населению трех названных стран, вместе взятых.

 

По удельному весу промышленности в народном хозяйстве и по уровню народного дохода на душу населения Россия стояла наравне с Испанией и уступала даже бедной природными ресурсами Италии.

 

Несмотря на то, что общий уровень экономического развития, достигнутый Россией к началу XX столетия, был невысоким, он все же был достаточным для создания мощных кадров пролетариата, а тяжелые жизненные условия, складывавшиеся в ходе этого развития для рабочего класса, сделали его особо восприимчивым к усвоению революционных идей.

 

Одновременно нарастало противоречие между крестьянами и помещиками, служившее почвой для непрекращавшегося революционного крестьянского движения.

Категория: История | Добавил: fantast (28.09.2018)
Просмотров: 2354 | Рейтинг: 0.0/0