Национально-освободительное движение угнетенных народов Белоруссии в конце 19 века Первый демократический подъем явился поворотным пунктом в развитии национально-освободительного движения и в Белоруссии. В студенческих и офицерских кружках, возникших в Петербурге, Москве, Вильне, Гродно, Минске, под влиянием русской и польской революционно-демократической мысли, сформировалось поколение белорусской революционной молодежи, возглавившей борьбу своего народа против социального и национального гнета со стороны русского царизма, польской аристократии и реакционного духовенства. Из ее рядов вышел Константин Калиновский (1838—1863 гг.) — вождь восстания 1863 г. на белорусских и литовских землях.
Калиновский и его единомышленники (Антон Трусов — впоследствии секретарь Русской секции I Интернационала, Франц Богушевич и Феликс Рожанский — белорусские поэты-демократы) подчиняли национальный вопрос задачам социального освобождения народа и падение национального гнета связывали с развитием общероссийского революционного движения. В качестве первоочередной задачи Калиновский выдвигал ликвидацию помещичьего землевладения. Отстаивая вслед за русскими революционными демократами принцип самоопределения народов, он полагал, что вопрос о будущих судьбах белорусов и литовцев должны решать они сами. Калиновский призывал белорусов и литовцев к объединению с польским и русским народами в общей борьбе против царизма и крепостииков-помещиков. «Польское дело — это наше дело. Это дело — свобода»,— разъяснял он крестьянам. «Народ московский,— писал Калиновский в январе 1863 г.,— нашим свободным братом, а не угнетателем хочет быть» '.
Освободительное движение в Белоруссии в пореформенные годы протекало в условиях развивавшегося капитализма, при наличии пережитков крепостничества и засилия помещичьего землевладения. Князьям Витгенштейну и Радзивиллу, графам Потоцким и другим магнатам принадлежали сотни тысяч гектаров земли. Помимо гнета помещиков, белорусские крестьяне подвергались эксплуатации и со стороны быстро растущей национальной, преимущественно сельской буржуазии. В 70— 80-х годах кулаки, разбогатевшие на торгово-ростовщических операциях, скупали земли разорившихся крестьян и промотавшихся дворян. Близкой к кулачеству была зажиточная белорусская шляхта. Именно из ее среды вышли многие представители белорусской буржуазной интеллигенции.
Напуганный героической борьбой повстанцев в 1863 г., царизм сохранял в Белоруссии систему полувоенной администрации, преследовал национальную культуру. Царские чиновники презрительно именовали белорусский язык «мужицким», запрещали его употребление. Все это создавало серьезные препятствия свободному общению населения, формированию белорусской нации, затрудняло развитие ее культуры, языка.
Протест трудящихся май; белорусского народа против социального и национального гнета выражала разночинная интеллигенция. Активно участвуя в создании демократической культуры, литературного общенационального языка, она, естественно, была особенно чувствительна к царской политике русификации и жестоко преследовалась царизмом. Видные деятели революционного движения и демократической культуры в Белоруссии либо физически истреблялись, либо ссылались на каторгу, либо вынуждены были покидать родину. Кастусь Калиновский был повешен, сотни участников восстания сосланы в Сибирь. Антон Трусов п Феликс Рожанский эмигрировали.
В начале 70-х годов движение демократической интеллигенции снова оживилось. В Могилеве, Минске, Гродно, Витебске, Пинске, Слуцке, Горы-Горках в среде учащейся молодежи возникли народнические кружки, из которых вышли видные деятели революционного народничества. Широко распространялись анонимные публицистические произведения, в которых разоблачалась грабительская сущность политики царизма и пропагандировались идеи демократической революции. В брошюре «Дядька Антон» анонимный автор призывал белорусский народ совместно с русскими рабочими и крестьянами бороться против царизма. Из разночинной интеллигенции выдвинулись белорусские писатели и поэты Ф. Богушевич, Я. Лучина (Иван Неслу-ховский) и А. Гуринович, заложившие основы белорусской реалистической литературы.
Свободолюбивые идеи особенно сильны в произведениях Франца Богушевича (1840—1900 гг.). Воспитанный на идеях русских и польских революционных демократов, участник студенческих волнений и восстания 1863 г., Богушевич до конца своих дней отстаивал интересы крестьянства. В его произведениях выражен протест протпв социального угнетения и нациопалыюго бесправия народа, против презрительного отношения шляхты и царских чиновников к белорусскому языку. Однако Богушевичу были присущи иллюзии «надклассового» буржуазного демократизма. Ограниченность взглядов Богушевича привела его к идеализации исторического прошлого белорусов, к недооценке классовой борьбы, к ошибочному объяснению причин возникновения социального неравенства. Ошибки Богушевича были впоследствии использованы буржуазными националистами.
На рубеже 70-х годов среди белорусской учащейся молодежи в Петербурге возникла при участии И. И. Гриневицкого народническая организация «Социально-революционная группа белорусов». Она входила в состав «Народной воли», разделяла ее программу и тактику. Организация имела своих представителей в Витебске, Минске, Гродно, Слуцке, Могилеве и ряде высших учебных заведений России. Зимой 1881/82 г. на сходках ее петербургского кружка была выработана программа, распространявшаяся в виде воззвания «От социально-революционной белорусской народной партии». В 1888 г. были выпухцены и другие прокламации, а с 1884 г. в Петербурге начал выходить на русском языке гектографированный журнал «Гомон» (было издано два номера — в январе и ноябре).
На страницах «Гомона» организация популяризировала свою программу. «Мы революционеры, — говорилось во втором номере «Гомона»,— потому что, разделяя программу борьбы „Народной воли“, считаем необходимым принять участие в этой борьбе; мы социалисты, потому что нашей главной задачей является экономическое улучшение страны на началах научного социализма». Средством осуществления своей главной задачи гомо-■новцы считали свержение самодержавия и переход помещичьих земель в руки крестьян. Они проводили тайные собрания кружков, собирали денежные средства, распространяли нелегальную литературу, вели пропаганду среди рабочих в Минске, Гродно, Гомеле, Бобруйске.
Гомоновцы не видели происходившей в белорусском народе классовой дифференциации, утверждали, что в нем почти нет кулаков-мироедов, которхлх так много в Великороссии.
«Гомон» полемизировал с «Вестником „Народной воли“». Он осудил как ошибочную статью Л. Тихомирова «Чего нам ждать от революции?», в которой! автор обнаружил непоххимание прогрессивного значения национальных движений на окраинах царской России. Однако в борьбе с национальным нигилизмом Л. Тихомирова «Гомон» впал в другую крайность. Он защищал национальное движение без учета его характера и роли в общей борьбе против социального угнетения народных масс. Первое место в освободительном движении он отводил «принцнтту областной самостоятельности», подчиняя ему все социальные и политические проблемы, т. е. по существу скатывался на националистические позиции. В 1885 г. «Гомон» прекратил существование.
В середине 80-х годов под влиянием общероссийского рабочего движения в Белоруссии стал пробуждаться к политической жизни пролетариат. Среди демократической интеллигенции усилился интерес к идеям марксизма. В 1892 г. в Петербурге возник «Кружок молодежи польской, литовской и белорусской». Одним из его организаторов и руководителей был Адам Гури-нович, белорусский поэт-революционер. В кружке насчитывалось около 40 человек, преимущественно студентов. Свою задачу они видели в политическом просвещении крестьян и особенно рабочих «для изменения в будущем экономического и социального положения в России». Среди книг, заказанных членами кружка за границей через группу «Освобождение труда», были произведения Маркса, Энгельса, Бебеля, Лассаля и Плеханова. Летом 1893 г. кружок был разгромлен полицией.
В 80-х и особенно 90-х годах внутри формировавшейся белорусской нации ясно обозначилась борьба классов, активизировалась деятельность национальной интеллигенции, развернулось изучение истории культуры, быта и языка белорусского народа. Выходили труды и сборники по этнографии и фольклору, исторические и краеведческие работы. В условиях реакции, отсутствия массового революционного движения подобное просветительство было наиболее распространенной формой проявления оппозиционных, политически не оформленных настроений, присущих белорусской интеллигенции.
Видным национальным деятелем был один из крупнейших белорусских писателей XIX в., В. И. Дунин-Марцинкевич (1807—1884 гг.). Его творчество проникнуто ид.еей классового мира во имя сплочения всех сословий угнетенных народов (белорусов, поляков, литовцев) для завоевания национальной независимости. В социальных вопросах он стоял на либеральных позициях и ведущей силой в национально-освободительной борьбе считал шляхту. Созданные писателем реалистические полотна правдиво отражали жизнь и способствовали развитию нациоиальноюсвободительного движения.
Буржуазно-либеральный лагерь в национальном движении не был идейно однородным. Правое крыло его представляли идеологи белорусских помещиков и шляхты: писатели
А. В. Пщелка, А. П. Ельский, О. Г. Орловский, Ш. И. Ядвигин, историк А. А. Сапунов и др. В их литературных произведениях, проникнутых духом клерикализма, культивируются нравы и традиции шляхетскрй cjapiiHbi, идея покорности угнетенных масс эксплуататорским классам, идеализируется средневековое прошлое. Вместе с тем А. А. Сапунов и др. издали немало ценных документов и памятников по истории и культуре белорусского народа. В буржуазно-либеральный лагерь входила и та часть интеллигенции, которая выражала интересы белорусской, преимущественно аграрной буржуазии: историк и этнограф М. В. Довнар-Запольский, крупный знаток белорусской филологии, впоследствии академик Е. Ф. Карский, этнограф Н. Е. Ян-чук и др. Органом данной группы была газета «Минский листок». Представители этого направления подняли в своих трудах ряд важных вопросов по истории и этнографии белорусского народа, его литературе и языку.
В отличие от революционных демократов 60—70-х годов либерально-буржуазная интеллигенция выдвигала на первый план национальный вопрос, затушевывая социальные противоречия, классовую борьбу внутри нации. Поэтому ей никогда не удавалось привлечь на свою сторону широкие слои белорусского народа, а ее движение оставалось всегда узкоинтеллигентским, верхушечным. | |
Просмотров: 1483 | |