Национально-освободительное движение угнетенных народов Литвы в конце 19 века

Национально-освободительное движение угнетенных народов Литвы в конце 19 века

Борьба литовского народа против феодально-самодержавного строя в эпоху падения крепостного права объективно носила и национально-освободительный характер. Аграрное движение в Литве слилось с восстанием 1863 г. Крестьянство выступало против местных помещиков, большей частью поляков, и царизма, попиравших социальные и национальные чаяния литовского народа.

 

Основной движущей силой восстания были крестьяне и городская беднота, но в нем приняли участие также либеральная шляхта и отдельные представители католического духовенства. Либеральное шляхетское движение в Литве не было однородным, но даже левые его элементы отрицали право литовцев на самостоятельное национальное существование.

 

Уже в ходе восстания либеральное шляхетское движение пошло на убыль. В начале лета 1863 г., перед лицом развертывающейся крестьянской борьбы и растущих репрессий царизма, либеральная шляхта и католическое духовенство встали на позиции сотрудничества с царизмом. Они проводили эту политику и в последующие годы.

 

Один из руководителей восстания, революционный демократ Антанас Мацкявичюс, вопрос национального освобождения литовского народа тесно связывал с его социальным освобождением. Мацкявичюс требовал наделения крестьян землей. Понимая, что литовский народ сможет добиться освобождения лишь в тесном союзе с польским, русским и другими народами, Мацкявичюс выступил за объединение этих народов для совместной борьбы против царизма.

 

Хотя восстание 1863 г. потерпело поражение, выдвинутые революционной демократией в ходе его программные требования оставались руководящими в национально-освободительном движении Литвы вплоть до появления на политической арене пролетариата.

 

Жестокий террор и репрессии, начатые Муравьевым-вешате-лем, продолжались долгие годы. В некоторых районах военное положение было снято только в 1872 г. Литература, культура, обычаи народа беспощадно преследовались. В школах, даже в так называемых народных, которые содержались на средства крестьян, было запрещено преподавание литовского языка. Под запретом находилось и литовское книгопечатание.

 

В осуществлении политики подавления национальных прав литовского народа верными пособниками царизма выступали помещики и католическое духовенство. Правда, часть либерального дворянства Литвы, участвовавшая в восстании 1863 г., подверглась временным репрессиям. Однако, убедившись, что самодержавие защищает их интересы, помещики скоро забыли «старые обиды». «Коренное местное дворянство,— писал генерал-губернатор Потапов,— особенно владеющее достаточною поземельною или другою собственностью, не заявляет какого-либо враждебного настроения против правительства» Клерикалы всех толков выступали против демократического освободительного движения, уверяя, что «мяхеж и революция чаще всего не только не приносят никакой пользы, но еще несчастья и вред создают».

 

Идеологи литовской буржуазии утверждали, что после подавления восстания 1863 г. Литва была охвачена «летаргическим сном». Но тот же генерал-губернатор Потапов признавал, что под наружным спокойствием скрывалось «много горючих элементов». Крестьянство Литвы отстаивало не только свои социальные интересы, но и свободу языка, национальной культуры. Этот протест крестьянских масс являлся основой национально-освободительного движения в Литве вплоть до середины 90-х годов. В деревнях появились своеобразные подпольные школы, в которых детям преподавали основы литовской грамоты. Крестьяне — «книгоноши», борясь с царским запретом литовской печати, переправляли через границу и распространяли литературу, издаваемую за рубежом.

 

В условиях реакции часть революционеров, продолжая традиции 60-х годов, участвует в общероссийском освободительном движении, связывая с его победой надежды на социальное и национальное освобождение литовского народа.

 

Демократические писатели и публицисты конца XIX в. И. Адомайтис-Шярнас, И. Мачис-Кекштас, С. Матулайтис, П. Вайчайтис, Ю. Жемайте и др. выступали как активные просветители народа, пропагандисты гуманистических идей. В их творчестве выражено глубокое сочувствие тяжелому положению крестьянства, звучат национально-освободительные мотивы.

 

В начале 80-х годов на арену политической борьбы в Литве выходит либеральная, преимущественно аграрная, буржуазия. Ее идеологи (И. Басанавичюс, В. Кудирка, И. Шлюпас и др.) организуют за границей выпуск ряда периодических изданий. И. Басанавичюс (1851 —1927 гг.), известный историк, фольклорист, публицист, позднее названный буржуазией «патриархом» Литвы, был одним из издателей и редакторов газеты «Аушра» («Заря»), И. Шлюпас (1861 —1944 гл.), широко образованный публицист, один из редакторов «Аушры», редактор и издатель «Апшвета» («Просвещение») и других органов, активно защищал интересы буржуазии. В. Кудирка (1858—1899 гг.) — один из редакторов «Варпаса» («Колокола»), наиболее радикального издания либеральной буржуазии, крупнейший ее идеолог, публицист и писатель-реалист.

 

Названные периодические издания, нелегально распространяемые в Литве, несмотря на умеренные, буржуазно-либеральные взгляды их редакторов и ограниченность программы, сыграли положительную роль в истории национально-освсбодительного движения. Печатавшиеся в них статьи по вопросам языка, культуры, истории литовского народа поднимали его национальное самосознание, будили в массах протест против царского режима. Главное внимание эти органы уделяли защите интересов литовской буржуазии.

 

Идеологи буржуазии настойчиво призывали литовцев к занятию торговлей и ремеслом, к вытеснению из Литвы «чужой», нелитовской буржуазии. «Дети литовцев,— писал Кудир-ка,— могут разбогатеть, зайимаясь торговлей, иметь хороший хлеб, занимаясь ремеслом, получать доходы от разных отраслей промышленности». Разбогатеть за счет эксплуатации трудящихся, вытесняя конкурентов другой национальности,— таков был идеал литовской буржуазии. Свои узко классовые интересы буржуазия Литвы объявляла делом всего народа, пытаясь сплотить под своим националистическим знаменем массы, объявить себя «вождем» национально-освободительного движения.

 

Либеральная литовская буржуазия ясно видела, что царизм охраняет средневековые пережитки и тормозит развитие страны. Поэтому вышеназванные издания, особенно «Варпас», резко критиковали «крайности» политики царизма, ратовали за развитие литовской культуры, просвещения, языка и печати. Журнал часто разоблачал жестокость, взяточничество начальников уездов, исправников, пособничество им со стороны ксендзов, старшин, писарей и т. д. В некоторых статьях В. Кудирка выступал и против «двуглавого северного орла», привыкшего «питаться живой плотью своих подданных», заявлял, что царизм «тяжестью своей неограниченной власти давит прогресс», толкает Россию «в мрачных подземелья средневековья».

 

Иногда на страницах «Варпаса» появлялись и более радикальные изречения: «Не спасет Литву ни царь, ни папа..., мы должны искать помощи в самих себе». В подобных высказываниях слышался отголосок демократических требований народных масс. Однако литовская буржуазия прекрасно понимала, что тот же самый русский царь дает ей возможность накапливать капиталы, что он является надежной защитой от нарастающего классового гнева крестьянства и пролетариата. Будучи экономически слабой, не имея опыта политической борьбы, буржуазия Литвы в отношении царизма вела соглашательскую политику.

 

Критикуя царских сатрапов, буржуазия не призывала народ к решительной борьбе с ними. Выражая недовольство пережитками феодализма, сословно-дворянскими привилегиями, она не боролась против их основы — помещичьего землевладения, а лишь требовала от дворян, чтобы они стали «хорошими литовцами». Либеральная буржуазия выступала решительным нротивником аграрного движения, как и вообще всякой классовой борьбы, нроноведовала «национальное единство», заявляя, что «мы все единым путем, не разделяясь ни на какие партии, ни сословия, будем защищать свое право на жизнь». Критикуя «плохих» ксендзов, она не выступала против религии в целом, а лишь требовала более «дешевой» и рациональной церкви, высказывала пожелан-ие, чтобы католическое духовенство «возвратилось к своему забытому народу и приняло бы литовский язык за домашний». В то же время либеральная буржуазия была далека от мысли о необходимости свержения самодержавия. «Не нужно желать установления для себя новой политики,— писала в 1885 г. газета «Аушра».— Пусть нами правят, если правят, только справедливо, будемте все благодарны». «Аушра» призывала народные массы обращаться к царю с петициями, принимала активное участие в их составлении.

 

К концу XIX в., не говоря уже о клерикалах, которые открыто поддерживали антинародную политику царизма, либеральная буржуазия также перешла на позиции более тесного сотрудничества со всеми реакционными силами, сплачивая их под знаменем национализма для противодействия все нараставшему революционному движению рабочего класса и его марксистской партии.

Категория: История | Добавил: fantast (29.09.2018)
Просмотров: 1174 | Рейтинг: 0.0/0