Национально-освободительное движение угнетенных народов Армении в конце 19 века

Национально-освободительное движение угнетенных народов Армении в конце 19 века

Развернувшееся в середине прошлого столетия в Армении национально-освободительное движение было вызвано изменениями в социально-экономической жизни народа, связанными с развитием капитализма, формированием армянской буржуазной нации. Общественное движение в России охватило и лучшую часть армянской молодежи. В Москве, Петербурге, Харькове, Одессе, Юрьеве, во многих городах Западной Европы учились армянские студенты. Они общались с передовой интеллигенцией, испытывали благотворное влияние демократических идей. Возвращаясь на родину, молодежь включалась в активную борьбу против отсталости, социального и национального гнета. Передовая армянская интеллигенция в тесном содружестве с демократическими силами России выступала против общего врага — царского самодержавия. В то же время она боролась за освобождение западных армян, которые физически уничтожались турецкими феодалами. Освободительное движение западных армян находило живейший отклик среди народных масс Восточной Армении, поддерживалось революционными деятелями России. Общественные деятели Армении не могли не учитывать и того обстоятельства, что присоединение части армянских земель к России в результате русско-турецких войн избавляет армян от террора и истребления со стороны турецких феодалов.

 

В эпоху падения крепостного права известную роль в общественной жизни Армении играли просветительские идеи. Самым крупным их выразителем был С. Назарян (1812— 1879 гг.) — редактор журнала «Юсисаиайл» («Северное сияние»), выходившего в 1858—1864 гг. в Москве. Назарян считал распространение просвещения важным фактором прогресса народа, выступал горячим поборником армянского литературного языка — ашхарабара. Осуждая деспотический режим Николая I, Назарян и его единомышленники стремились путем просвещения и реформ преодолеть отсталость страны, выступали против клерикально-феодальной реакции.

 

Интересы широких слоев трудового народа выражало демократическо-просветительское движение, внутри которого зрщш идеи крестьянской революции, завоевания социальной и национальной свободы, установления демократических форм государственной власти. Во главе этого движения стоял Микаэл Нал-бандян (1829—1860 гг.).

 

Последователь А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, Нал-бандян был врагом национальной ограниченности, борцом за свободу всех народов. Освободительное движение армянского парода он связывал с революционно-демократическим движением в России, в котором сам активно участвовал. В вышедшем в 1862 г. труде «Земледелие как верный путь» он утверждал, что освобождение народа возможно лишь на основе решения аграрного вопроса. Налбандян и его единомышленники выступили как последовательные защитники интересов крестьянских масс. Отстаивая идею аграрной революции, они считали вопрос о земле главным для национального и социального освобождения. Налбандян вел решительную борьбу как против либералов, так и против национал-консерваторов. Его последователем в Западной Армения был Арутюн Свачян, который в 1856—1872 гг. издавал газету «Мегу» («Пчела»). По определению М. Налбан-дяна, эта газета являлась «чистым голосом молодежи и живого народа, справедливым выразителем всех бед и радостей нации». Выдающимся демократом-яросветителем был также Матевос Мамурян (1830—1901 гг.), который считал, что своего социального и национального освобождения народ должен добиться собственными силами, не ожидая внешних «спасителей».

 

В 50—60-х годах и в Западной Армении образовалась группа демократической интеллигенции (С. Восканян, А. Сваян и др.), которая не мирилась с угнетением и деспотизмом турецких феодалов. Некоторые из них, например Степан Восканян, принимали участие в февральской революции 1848 г. во Франции. Издаваемые ими в Париже демократические газеты «Аревелк» («Восток») и «Аревмутк» («Запад») внесли значительный вклад в развитие передовой общественной мысли армян.

 

Большое оживление в общественную жизнь турецких армян внесла борьба за так называемую «национальную конституцию», составленную Н. Русиняном, С. Виченяном, Г. Отяном и др. «Национальная конституция» была направлена против клерикалов и амирайскою сословия и в известной мере ограждала права армянского населения от произвола турецких феодалов. После длительной борьбы под давлением масс султанское правительство вынуждено было в марте 1863 г. утвердить «национальную конституцию», хотя и в сильно урезанном виде. Однако вскоре турецкая реакция, встав на путь физического истребления армянского населения, лишила его всяких прав.

 

Реформы 60—70-х годов в России способствовали развитию капитализма, усилению либерально-буржуазного направления в армянском общественном движении. Его деятели во главу угла ставили национальный вопрос, сняв радикальные социальные лозунги М. Налбандяна и его единомышленников. Выразительницей этого направления с 1872 г. стала газета «Мшак» («Работник»), выходившая под редакцией крупного публициста и общественного деятеля Григора Арцруни. Газета призывала к объединению национальных сил вокруг буржуазии, приветствовала развитие капитализма, требовала основания промышленных предприятий, школ и культурно-просветительных учреждений. Борясь против феодально-клерикального крыла общественной мысли, пережитков крепостничества, «Мшак», однако, отвергала революционную борьбу, выступала за постепенное преобразование общества путем реформ.

 

В условиях реакции, наступившей в России после первого демократического подъема, в Армении появились тайные демократические организации — «Баренпатак» («Благое намерение») в Александрополе в 1869 г. и «Айреники сиро грасеняк» («Любовь к отечеству») в Караклисе в 1874 г., которые в той или иной мере выражали освободительные чаяния народа. Возглавляемые А. Критяном, П. Айказуни и др., эти организации ставили перед собой задачу просвещения масс и достижения национальной независимости.

 

В начале 70-х годов в Армении началось распространение идей русского революционного народничества, возникли тайные революционные кружки. Армянские народники (К. Мамико-нян, О. Манучарян, С. Кардашян, Г. Абаьян, Тамара Адамян, братья Тер-Григорян и др.) входили в общероссийские революционные организации, распространяли нелегальную литературу и вели пропаганду народнических идей среди учащейся молодежи. Освобождение армянского народа они связывали с победой революции в России. При этом на первый план они выдвигали решение социального (аграрного) вопроса, подчиняя ему национальный. Многие из них установили тесный контакт с грузинскими революционными народниками, состояли с ними в одних и тех же организациях.

 

Выдающимися проводниками национально-освободительных идей в армянской литературе 70—80-х годов, выразителями национального пробуждения являлись крупнейшие писатели Р. Патканян и Раффи. В своих стихах Патканян прославлял борьбу за национальную свободу, воспевал труженика, его честность и героизм, обличал деспотов. Он обрушивался на армянских богачей, которые ради наживы жертвовали интересами нации. Церковь он считал важным средством нравственного воспитания нации. «Армянская религия, армянский язык — вот наш девиз»,— писал он, выступая за буржуазный путь развития, идеализируя его. Бедственное положение армянского народа он объяснял прежде всего потерей своей государственности и гнетом иноземных поработителей.

Великий романист Раффи в своих талантливых произведениях («Хент», «Давид Бек», «Искры» и др.) утверждал идрю освобождения армянского народа от ига Турции путем вооруженного восстания. Героическую освободительную борьбу балканских народов он ставил армянам в пример. Решающую силу, способную освободить западных армян, Раффи видел в мощи России, помогать которой призывал население Восточной Армении. В истории освободительной борьбы армянского народа произведения Раффи сыграли исключительную роль.

 

В 80—90-х годах усилился реакционный характер национально-колониальной политики царизма, преследовались армянский язык, школа, пресса, ограничивались права армянской церкви. Армения была всецело отдана во власть царских чиновников, проводников великодержавной политики. Для защиты армянского языка и культуры возникли различные культурно-просветительные организации и благотворительные общества, которые содействовали изданию армянских книг, поддерживали армянские школы и т. и.

 

В истории армянского народа важнейшей общенациональной задачей по-прежнему оставалась борьба против угнетения и физического его истребления турецкими феодалами. В ходе этой борьбы нередко народ с оружием в руках поднимался против поработителей, отстаивая свою безопасность. Турецкая реакция зверски обрушилась на население Западной Армении. Тысячи армянских деятелей были брошены в тюрьмы, было запрещено издание прогрессивных газет и журналов. Началось массовое истребление армян. Одним из оплотов сопротивления армян был Зейтун — горный район Киликии, население которого не раз героически отбивало наступление султанских войск. В борьбе с турецкой реакцией не меньший героизм проявляло крестьянство Сасунского нагорья.

 

Политика геноцида, проводившаяся турецкой реакцией, вызвала всеобщее негодование прогрессивной общественности мира, поднявшей голос в защиту армянского народа. Однако великие державы по-прежнему рассматривали армянский вопрос как разменную монету в своей дипломатической игре. В результате преступного бездействия и прямого попустительства западных держав и царского правительства национально-освободительное движение в Турецкой Армении было потоплено в крови.

 

Классики марксизма дали правильную оценку национально-освободительной борьбе народов Востока. Энгельс разоблачал захватнические планы английских колонизаторов и царизма на Ближнем Востоке и связывал освобождение Армении с победой русской революции. В. И. Ленин в армянских волнениях конца XIX в. видел одно из проявлений борьбы народов за освобождение буржуазного общества от оков феодализма.

Национально-освободительное движение западных армян усилилось во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг., в ходе которой армяне активно помогали русским войскам, связывая с их победой свое освобождение от турецких поработителей. Турецкая военщина, обозленная поражениями, обрушилась на мирное население, встав на путь его массового избиения.

 

По условиям Берлинского договора Турция обязывалась провести в Западной Армении реформы, обеспечивающие права и безопасность населения. Однако эти обязательства не были выполнены. Армянский народ, ставший объектом самого жестокого, ничем не ограниченного порабощения и прямого истребления, поднялся на защиту своих попранных прав, стремясь отстоять свое национальное существование. Освободительная борьба армянского народа развертывалась в различных формах. Ряд горных труднодоступных районов был превращен в подлинные крепости, на протяжении длительного времени успешно сопротивлявшиеся регулярным войскам султана. Шла и партизанская борьба, возникали нелегальные организации, направлявшие борьбу с турецкими поработителями. К их числу принадлежали патриотические общества в городах Ване (1879) и Эрзеруме (1881) и др. В эти общества входили крестьяне, ремесленники, торговцы я представители интеллигенции. Тайные армянские общества были основаны и в Грузии, а также в Москве и Петербурге. Их члены вели работу в поддержку своих соотечественников в турецкой Армении.

 

Во Франции, в Марселе, М. Португаляном с 1885 г. издавалась газета «Армения». Вокруг этого органа создается «Союз армянских патриотов» (по имени официального органа союза члены его называли себя «арменаканами»). Союз ошибочно связывал освобождение армянской нации с политикой великих держав.

 

По мере роста национально-освободительной борьбы возникают армянские политические партии. В 1887 г. в Женеве группа студентов (Аветик Назарбек, Маро Назарбек, Рубен Хана-зат и др.) создала «Организацию армянских соцйалистов-рево-люционеров», получившую впоследствии по имени ее центрального органа название «Гнчак» («Колокол»). Гнчакисты развернули активную деятельность в Западной Армении, стремясь путем вооруженных выступлений и террористических актов освободить армян от владычества турецких феодалов.

 

В Закавказье, где к концу века усилилось рабочее и социал-демократическое движение, мелкобуржуазная организация «Гнчак» в 1903 г. приняла название «Армянской социал-демократической партии». Это, однако, не изменило ни ее социальной природы, ни программы, по-прежнему остававшейся далекой от научного социализма.

В 1890 г. в Тифлисе возникает буржуазная националистическая партия «Дашнак-цутюн» («Армянский революционный союз»). Ограниченность своей программы, не отражавшей интересы трудящихся масс Армении, дашнаки с избытком восполняли шумной саморекламой, социальной демагогией, пытаясь выдать себя за выразителей и защитников народных интересов. Этим самым они спекулировали на чаяниях армянского народа, стремившегося освободиться от тяжелого ига султанской Турции. Националистическая политика дашнаков мешала объединению трудящихся масс в борьбе против социального и национального гнета. Их ориентация на империалистические державы оказалась губительной для народных масс. И если большая часть армянского народа спаслась от зверств и насилий, то это благодаря тому, что лучшие его люди судьбу Армении всегда связывали с передовой революционной Россией.

Категория: История | Добавил: fantast (29.09.2018)
Просмотров: 758 | Рейтинг: 0.0/0